Вопросы священнику

Духовная жизнь Вятки и важнейшие события в мире религии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Вопросы священнику

Сообщение Отец Александр » Пн окт 25, 2004 7:44 pm

Уважаемые гости Форума! Если у Вас есть вопросы к священнику - постараюсь ответить на них. Мои личные интересы - Церковь, семья, Вятка и ее история, педагогика, музыка и кино, авторская песня.
Буду искренне рад нашему общению.
С уважением. Отец Александр, настоятель церкви Иоанна Предтечи г.Вятки.
Аватара пользователя
Отец Александр
 
Сообщений: 209
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 7:49 pm
Откуда: Вятка

Вопросы Отцу Александру

Сообщение Helios » Вт окт 26, 2004 1:33 am

Отец, Александр, вы попали. :) У меня к вам масса вопросов!

1.
Известны следующие строки из Библии:
"2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской,
из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе
вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог
ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и
четвертого *рода,* ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим
заповеди Мои."
В Православной церкви стены храмов увешаны изображениями святых - иконами. Перед иконами молятся, молящиеся кланяются в направлении икон. Очень похоже, что это является прямым нарушением наказа. Ведь святой "на небе вверху", верно?

2.
В последнее время Православная церковь канонизирует (то есть возводит в ранг святых) различных людей. Например, Николая II, приведшего к развалу России, канонизировали, семью царскую вот за компанию. Александра невского, полководца, канонизировали. Выходит, даже если человек был небезгрешен, а по каким-то политическим причинам оказался канонизирован, то можно подходить к его иконе и молиться этому святому? А кто знает, не был ли он извергом? Почему делается канонизация в политических интересах? Почему такого замеательного писателя, настоящего гуманиста Л.Н.Толстова предали анафеме?

3.
Согласны ли вы с дарвиновской теорией эволюции? Так как ваша религия обязывает вас быть креационистом, как вы можете объяснить неоспоримые научные доказательства генетического родства всех животных, населяющих нашу планету, а также другие научные опровержения креационизма?

4.
Считаете ли вы, что люди, исповедующие другую веру, непременно проигрывают в чем-то православным верующим?

5.
Как вы относитесь к х/ф "Страсти Христовы", смотрели ли вы этот фильм? Как вы относитесь к современным постановкам вроде рок-опер и прочего на религиозные темы?

6.
Почему проповеди, песнопения и прочее ведутся на непонятном никому, кроме особо посвященных, языке? Православие таким образом преаращается в эзотерическую религию, т.е. не для многих?

7.
Как вы объясните разительное идейное отличие морали Ветхого завета от Нового завета, от Евангелия? Почему в Евангелии проповедуются большей частью идеи гуманизма, а в Ветхом завете - "глаз за глаз, зуб за зуб"? Почему Библия основана на текстах Торы (Пятикнижии, если не ошибаюсь), но Иудаизм православные священники называют "жидовской верой"?

8.
Где был Иисус христос в основное время своей жизни? В Библии описываются только его юношеские годы и годы последние, а что он делал в середине - не сказано. Говорят, что он побывал в Индии и даже восточнее.

9.
Ислам признает Иисуса как пророка от Бога (Иса в их написании). Признаете ли вы других пророков? Признаете ли вы положительные стороны других религий? Вы читали священные писания других религий? Каких именно, если так?

10.
Почему Православная церковь не учавствует (или я об этом не знаю) в различных гуманитарных акциях (хотя известно, что огромные средства расходуются на строительство храмов. Но разве человеческая жизнь и ее качество - не главная ценность?..)
Приведу кусочек истории (не моя): ехали беженцы в поезде, на остановке заходят сектанты, раздают еду, дальше - миссионеры с запада - раздают какую-то одежды, дальше - православные собирают "на храм".

11.
Кто и почему придумал символ Распятия как основной для христианства. Кроме того, известно, что в Римской империи распинали на Т-образных плахах, а не на крестах. Какова идея такого символа?

12.
Как вы объясняете смысл поэмы "12" А.Блока?

13.
Почему Ной проклял своего сына и его потомков только за то, что тот, увидав его пьяным и голым, рассказал это братьям? Разве это гуманно? Кстати, наказан был не сам Хам, а Ханаан, его младший сын.

14.
Моисей учинял в Египте настоящий террор (казни египетские). Причем Бог сам, нарочно ожесточал сердце фараоново, и он не соглашался с евреями, и были оттого казни египетские.

15.
Очевидно, что в наше интересное время весь мир погряз в чем-то "почище", чем Содом и Гоморра в свое время. Почему православные священники не бьют тревогу, почему так редко можно услышать/увидеть их проповеди (по тв, по радио - очень, крайне редко)?

16.
Почему на территории церквей продают свечки, брошюрки, крестики, книжки? Это ли не торговля в храме (сиречь осквернение его)?

17.
Почему российские священники не стремятся к аскетизму, несмотря на то, что их религия проповедует его?

18.
Вы считаете, что следует вводить обязательный курс богословия с изучением в его рамках Православия в средних школах?

19.
Если вас ударят по правой щеке, вы подставите левую?

20.
Освещает ли Православная церковь браки между католиком и православным человеком?

21.
Считаете ли вы, что, ежели креститься не тремя перстами, а двумя, то случится что-то плохое? А если вообще не креститься руками, а, скажем, заменить эту процуедуру чем-то другим - что-то изменится? Кто вообще придумал креститься и что это означает?

22.
Вы считаете, что все же главное в вере - это дух Православия, Христианства или все же эффект в выражении добродетели, блага? Например, если сатанист или атеист делает больше добра людям, чем православный человек, если его мысли чисты, если намерения благородны - он "иудей", он праведник?

23.
Я слышал историю, как стояли на противоположных берегах озера 2 монастрыря: женский да мужской, и вот, обнаружили под озером туннель, который-де монахи тайно прорыли, тчобы общаться с девушками. Вы слышали что-то подобное или это утка, деза? Неужели наша история религии так ужасна?..

24.
Вы болели за нашу олимпийскую сборную? Вы признаете олимпийские игры? Вас не смущает их языческое происхождение?

25.
Какую религию вы бы отнесли как наиболее близкую к Православной (не по обрядам, а по сути, по душе)?

26.
Какая музыка вам нравится, кроме, разумеется, церковной музыки?

27.
О! Хорошо, что я вспомнил этот вопрос! Вас не волнует, что в Храме Божием проходят музыкальные концерты? Я имею ввиду Александровский Костел. Несмотря на то, что храм - католический, но ведь разве только из-за названия религии (не веры) мы должны допускать унижение церкви, храма нашего Бога?
Если бы люди видели Бога через музыку - это одно... Но ведь непонятно, зачем они туду вообще ходят! Кого-то притащат с школьным классом, кто-то придет ОТ ПРАЗДНОСТИ... Вот, например, недавно в репертуаре Костела давали Фауста, Гете (цитировать, я думаю, будет излишне). Ведь это храм христианской веры! На нем - те же распятия, в нем когда-то славили Господа. Как вы можете спокойно смотреть на такое издевательство?


Пожалуйста, если решитесь отвечать на вопросы, то отвечайте по пунктам (т.е. на каждый вопрос - отдельно, чтобы никто не запутался, для ясности), и, если можно, не избегайте вопросов.

Очень хорошо, что вы взялись за такое интеерсное и хорошее дело в Сети. Я рад, что среди служителей религии есть люди, которые готовы бескорыстно и честно отвечать за то, во что верят. Хотя, знаете, мне кажется, что в наше время для Православной церкви есть только один путь сближения с народом - это ее реформация. Потому что нынешняя церковь, к сожалению, не удовлетворяет требованиям духовного оплота...
Helios
 

Вопросы Отцу Александру

Сообщение greena » Вт окт 26, 2004 10:22 am

Здравствуйте, отец Александр! Очень интересные вопросы задал вам Helios, хотелось бы, увидеть Ваши ответы на них. И на мои тоже. Не пугайтесь, их не так много.
1. Хотим крестить ребенка. Мальчик - 1.5 года. Что нужно для этого? В какое время, день? Можно ли крестить в посты или праздники? Мне сказали, что нужен крестный, т.е. мужчина. Можно ли выбрать крестную, т.е. вместо мужчины, была женщина? Обязательно ли присутствие двух родителей? Сколько времени длиться обряд? Может я еще что-то упустила, в общем, расскажите всё о крещении.
2. Расскажите о церковных постах, для чего они соблюдаются?
3. Какие книги вы читаете? Как относитесь к современным детективам, романам?
4. Можно ли повенчаной супружеской паре развестись? Каковы должны быть причины, чтобы церковь разрешила развод? Можно ли венчаться второй раз (при втором замужестве)? И что дает обряд венчание, это та же регистрация, только перед Богом?
5. На самом ли деле церковь не приветствует гадания, привороты, заговоры? Это грех? Тогда "бабушки", которые лечат людей заговорами перед иконами, снимают сглаз, грешат?
6. Можно ли с помощью церкви, священика снять сглаз или порчу? Как? Может ли священик определить есть ли на человеке сглаз?
7. Почему в разных церквях и храмах вызываются разные чувства: тревога, спокойствие; из одного хочется сразу же уйти, а в другом хочется остаться?
greena
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: Вт окт 26, 2004 9:40 am

Ответ

Сообщение Отец Александр » Ср окт 27, 2004 5:53 am

Уважаемый Helios!

Вы меня, действительно, удивили таким множеством вопросов.
А я еще сомневался, размышляя над тем - открывать ли на Форуме тему с вопросами
священнику? Теперь вижу, что не ошибся и поэтому очень благодарен администратору
сайта Андрею Пономареву за это предложение.
Надеюсь, что вы не лукавите, и мои ответы Вас, действительно, интересуют.
Почему говорю об этом? Потому, что даже начинающему пользователю Интернета
сегодня несложно найти ответы на большинство из заданных Вами вопросов. Могу
адресовать Вас к "Православному катехизису" Митрополита Филарета (Дроздова),
или книге диакона Андрея Кураева "Протестантам о Православии", размещенным
на многих православных сайтах. Последняя книга может особенно заинтересовать
Вас, так как написана специально для молодых людей, которые уже, как Вы говорите,
"попали" под влияние различных протестантских групп (баптистов, адвентистов,
пятидесятников и т.д.) или "Свидетелей Иеговы". Надеюсь, что и мои скромные
ответы помогут Вам и другим посетителям Форума найти свою дорогу к
православному храму. Итак, в путь.

1.
К вопросу о почитании икон.
Если буквально следовать приведенным Вами словам из Священного Писания о
повелении не делать "никакого изображения того, что на небе вверху, и что
на земле внизу, и что в воде ниже земли", то надо запретить вообще любое
изображение, в том числе наши фотографии в паспорте или на водительских
правах. Совершенно очевидно, что пророк говорит здесь о "кумирах", которые
возбуждают "ненависть" к Богу, то есть об идолах, перед которыми древние
народы приносили, в том числе, и человеческие жертвы. Этот запрет не касается
священных изображений, ибо мы знаем, Господь повелел Моисею украсить Ковчег
Завета изображениями двух херувимов, что и было им исполнено.
Догматически вопрос о почитании святых икон был разрешен еще в 787 году на
Седьмом Вселенском соборе, участники которого свидетельствовали, что
"взирая на образ" (икону), мы "душой восходим к Первообразу" (Богу), и
имеем право изображать Спасителя, так как Он жил среди нас.
Что касается слов о том, что "святые на небе", то замечу, что они и Бог -
еще ближе к нам, чем мы думаем. Господь прямо говорит о том, что Он
пребывает в нашем сердце.
2.
К вопросу о канонизации святых.
Важно понимать, что Православная Церковь не считает святых безгрешными,
Но утверждает, что свят и безгрешен лишь один Бог. Неслучайно святые
прославяются каждый в своем чине, то есть за конкретные деяния - монахи
как преподобные; епископы как святители; миряне как благоверные;
пострадавшие за веру как мученики, исповедники или страстотерпцы. Также и
царская семья была прославлена не "за компанию с царем", а за то, что свою
мученическую кончину Государь, Императрица и их дети встретили как
православные люди, претерпев страсти за Христа и отказавшись от мести
убийцам. Так же и князь Александр Невский был канонизирован в лике "благоверного",
как человек, оставшийся "верным" Богу в жестоких условиях ордынского ига.
Что касается Льва Толстого, то актом его отлучения Церковь не вынесла
суждения о его литературных талантах, а лишь свидетельствовала о том,
что, будучи православным по крещению, с годами он перестал исповедовать
Православие.
3.
К вопросу об эволюции.
Церковь никогда не отрицала "генетического родства всех животных, населяющих
нашу планету". Это неоспоримый научный факт. Но вовсе не он составляет
сердцевину теории макроэволюции. Тот же Дарвин говорил, что "первое звено"
в цепи эволюции живых существ "приковано к Престолу Всевышнего". Церковь
всегда оспаривала идею самопроизвольного зарождения жизни, без вмешательства
Высшего Творческого и Личностного начала - словно жизнь на земле "ветром надуло".
И сегодня Церковь твердо стоит на этом. А вот научных доказательств такой
самопроизвольной эволюции, как известно, не обнаружено до сих пор.
4.
Да, действительно, я считаю, что Православное христианство есть
подлинный Путь, Истина и полнота Жизни.
5.
Фильм Мэла Гибсона "Страсти Христовы" посмотрел совсем недавно на домашнем
компьютере. В одиночестве. Фильм оставил впечатление серьезного и
проникновенного художественного произведения. И еще было очень радостно
узнать в Мэле Гибсоне христианина, о чем после "Храброго сердца" можно
было лишь догадываться. В фильме есть удивительно глубокие и психологически
верные эпизоды, которые нельзя так снять ни за какие деньги, если ты сам не
любишь Христа и не сопереживаешь Ему. К сожалению, о большинстве других
"религиозных" фильмов, рок-опер и концертов сказать этого не могу.
6.
О "непонятном" языке православного богослужения.
Предложения молиться Богу на языке газет и телесериалов раздаются уже давно.
Попробуйте прочитать на этом языке любую молитву, и сразу почувствуете, как
много Вы потеряли. В действительности, церковно-славянский язык никогда не
был разговорным, даже в Киевской Руси. Он создан был специально для наиболее
точного по Духу перевода священных текстов на славянский язык. Упрощение
святоотеческой веры никогда не было его сверхзадачей. Но, наоборот, сохранение
этой веры в максимальной чистоте и полноте. А молиться своими словами, например,
дома или на улице, Церковь никогда не запрещала ни детям, ни взрослым.
Проблема решается легко. Но не низведением языка православного богослужения до
уровня дворовой культуры, а подтягиванием себя до уровня Церкви.
7.
Никаких "противоречий" между моралью Ветхого и Нового Заветов нет. И сегодня
мы готовимся в исповеди по десяти заповедям, данным народу Божию через Моисея
более трех тысяч лет назад. И учимся покаянию у библейского царя Давида -
автора удивительных псалмов и стихов. Именно этими стихами начинается
православное вечернее богослужение: "Блажен муж иже не иде на совет
нечестивых". К тому же, если ты веришь в творческую силу человека, то как можно
отказать обществу в прогрессе определенных моральных норм?
8.
О "пребывании" Христа в Индии.
Евангелие не преследует цели описать каждый день земной жизни Спасителя.
Также и Библия - не учебник по ядерной физике. Ее занимает вопрос - не как
были созданы мир и человек, а во имя чего? Когда-то журнал "Наука и религия",
созданный в 1958 г. Н.С.Хрущовым специально для борьбы с "религиозным
мракобесием", что-то писал на тему "Христос в Индии". Одни "если бы да кабы",
лишь бы поставить под сомнение факт Воскресения Христова. Но совершенно
бездоказательно с научной точки зрения.
9.
О пророках и других религиях.
В Священном Писании есть пророческие книги, которые исполнились в земной жизни
Спасителя. Например, исполнилось более 500 предсказаний пророка Исайи. В тексте
Библии они отмечены специальными сносками. Что касается других религий, то
отвечу словами преподобного Феодосия Печерского, который на вопрос "спасутся
ли католики?" ответил так: "Не знаю, спасутся ли католики, но знаю, что если я
перейду из православия в католичество, то погибну". Этого довольно.
10.
Об участии Русской Православной Церкви в гуманитарных акциях.
Действительно, центральные СМИ редко освещают такие церковные инициативы.
Так и во дни Бесланской трагедии, кроме православного интернета, эта тема
почти нигде не звучала. Почему? Наверное, потому что о помощи кричать не
принято. Что касается остального, то замечу, что как бы не была необходима
одежда и еда, но еще более людям необходимо живое евангельское слово, которое
звучит именно в храмах. Поэтому русские люди и жертвуют на храм,
понимая, что чем больше действующих церквей, тем меньше тюрем и детских
домов (по слову Святейшего Патрирха Алексия).
11.
О распятии Спасителя на Кресте свидетельствуют как многочисленные исторические
факты, так и само Священное Писание - как известно, распинавшие прибили над
головой Христа табличку с указанием вины, где было написано на трех
языках "Царь Иудейский". При использовании креста "Т"-образной формы это было
бы невозможно. Атеистов крест пугает. Для них он - символ конца жизни.
Для христиан же Крест - символ не смерти, а воскресения, символ победы над
смертью. Поэтому мы не боимся креста, а носим его на себе. И украшаем место
погребения наших родных, как место их будущего воскресения.
12.
О том, как А.Блок запутался и нас запутал в поэме "Двенадцать",
замечательно сказал И.Бунин в эссе "Потреты" (см. книгу И.Бунина, изданную
в серии "Возвращение" в начале 1990-х годов).
13.
Ной наказал Хама за непочитание отца, от которого, как показали дальнейшие
события, было недалеко до непочитания Бога. Так как между Богом и человеком
именно "отцовские" отношения (см. молитву "Отче наш"). Как известно, именно
потомки Хама (хамиты, а именно царь Нимврод ) вскоре, желая возвыситься над
другими родами, начали строительство Вавилонской башни с дерзкой целью
посрамить этой стройкой Самого Бога. Но Господь разрушил их замысел.
14.
Не согласиться с ВАами в этом не могу. Чтобы наглядно представить, как
страдал Моисей, взирая на богоборческое упорство своего сводного брата -
фараона, не желающего отпустить из Египта избранный Богом народ, обратитесь
к Ветхому Завету или посмотрите мультфильм "Принц Египта", где эта тема
звучит очень трогательно и убедительно.
15.
Принимая Ваше замечание о том, что современное общество далеко от идеалов
Святой Руси, все же хочу заметить, что сегодня в России верующие люди могут
свободно посещать храмы Божии, читать православную литературу, совершать
паломничества к святым местам. Еще 15-20 лет назад это было для многих
просто не возможно. Еще 40 лет назад в Вятке взрывали храмы - последний из них
был уничтожен в октябре 1962 года, когда "советские космические корабли уже
бороздили просторы Вселенной". А голос духовенства звучит сегодня именно там,
где он звучал всегда - в храмах Божиих. Но полагаю, что Вятке очень необходима
регулярная православная телепередача. Надесь, что она со временем появится.
16.
Грешно не торговать, а спекулировать, наживаться на чужой беде.
Без торговли мы бы до сих пор все еще не вышли за пределы своего огорода.
В остальном отсылаю Вас к брошюре диакона Андрей Кураева "Откуда у Церкви
деньги?", где он на понятных примерах объясняет, что в церкви не торгуют,
и церковная свеча - не товар, а символ нашей молитвы, нашей бескровной жертвы
Богу.
17.
По поводу "аскетизма священнков" замечу, что если бы у меня не было компьютера,
мы не могли бы сейчас общаться в интернете. Важно, чтобы не ты служил вещам,
а вещи служили тебе. Точнее помогали тебе служить Богу и ближним. Могу дать
несколько адресов, после посещения которых у Вас уже не будет сомнений в
том, в каких аскетических условиях сегодня совершают свое пастырское служение
многие приходские священники - пос.Рудничный Верхнекамского района, с.Потняк
Кикнурского района, с.Юрьево Котельничского района и т.д.
18.
Думаю, что богословие должно преподаваться в духовных семинариях. Это слишком
непростой предмет, чтобы внедрять его в школах методом очередной "ударной
комсомольской стройки". Детям же нужен Закон Божий. Но не как набор сухих
сентенций, а как закон жертвенной любви к Богу и ближнему.
19.
В какой-то мере мои ответы на Ваши вопросы говорят об этом.
20.
Венчание с католиком в Православной Церкви возможно после только после принятия
им Православия. Церковные таинства совершаются только над членами Церкви.
21.
В 1971 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви было принято важное
суждение о том, что старые обряды (в том числе двуперстие) также являются
спасительными, как и троеперстие. Известны случаи, когда православные христиане,
например, потерявшие руки инвалиды, не могут наложить руками крестное знамение.
Неужели мы станем осуждать их? Конечно, нет. Для нас они - наши братья во Христе.
Но как быть со Христом, если ты отвергаешь Крест Господень?
22.
Отвечу на Ваш вопрос словами, которые Господь сказал Своим ученикам перед
Своим Вознесением: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто
будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет"
(Евангелие от Марка, глава 16, стих 16).
23.
Удивительно, как живучи эти байки. Думаю, что причиной тому - обыкновенное нежелание
мирских людей поверить в то, что иноки, действительно, могут жить по-другому - иначе,
чем они. Даже при Хрущеве, когда несли на Церковь всякую напраслину и ложь, не смогли
найти никаких фактов, подтверждающих эти байки.
24.
Хорошая статья об отношении Церкви к Олимпийским играм была опубликована в одном
из сентябрьских номеров газеты "Вера-Эском". Зайдите к ним на сайт. Думаю, что
олимпиада - это, прежде всего, колоссальный труд и воздержание. В чем-то это сродни
монашескому подвигу. Кстати, именно так оценил Афинскую олимпиаду 2004 года глава
Греческой Православной Церкви, заметив, что по времени она совпала с Успенским
постом.
25.
Я уже выше отвечал на этот вопрос словами преп. Феодосия Печерского.
26.
Из русской классики - Второй фортепианный концерт и Симфонические танцы С.Рахманинова,
оперы-сказки Н.Римского-Корсакова. Из зарубежной - "Страсти по Матфею" и "Страсти
по Иоанну" И.С.Баха. Из отечественной "эстрады" - музыка М.Таривердиева. Из зарубежной
- гитарные баллады Марка Нопфлера, тенор Андреа Бочелли, аранжировки вокальных партий
Сары Брайтман, инструментальные композиции Жана Мишеля Жарра. Из авторской песни -
Булат Окуджава, Владимир Ланцберг, Олег Митяев. Список не закрыт.
27.
Думаю, что на вопрос о концертах в Александровском костеле Вы ответили сами.
Ничто не может совершаться в нем безотносительно понимания того, что он создавался
как храм Божий. Всем, кто сегодня выступает в нем с концертами, необходимы и чувство
меры, и внутренний такт. Вот только не соглашусь с тем, что Господь не примет тех,
кто сегодня пришел сюда на концерт. Потому что, Он любит нас больше, чем мы даже можем
себе это представить.

И в заключение. Не могу согласиться с Вашими последними словами. Церковь свята вовсе
не нашей "святостью", а святостью Господа. Она, как и Царство Божие, не от мира сего.
Пребывая с ней, Господь ежедневно устрояет для каждого из нас все необходимое для
полноты нашей жизни в Любви, Красоте и Истине, для нашего спасения. Но кто сказал,
что будет просто и легко нам на этом пути? И кому, и когда было легко? Вспомните жизнь
преп. Трифона Вятского, святых царственных мучеников, преп. Серафима Саровского. Разве
она была похожа на отдых в санатории? А от кого терпел притеснения в 17 веке святой
блаженный Прокопий? От своих же братьев, православных вятчан. Разве кто-то из святых
вошел в Царство Небесное "широкими вратами"? Но какой неземной радостью
освещала их земной путь Святая Церковь - и пятьсот, и двести, и несколько десятилетей
назад! Да осветит она и наш путь!
Аватара пользователя
Отец Александр
 
Сообщений: 209
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 7:49 pm
Откуда: Вятка

Сообщение Helios » Ср окт 27, 2004 6:04 am

Очень приятно, что вы ответили на мои вопросы.
В первую очередь, прошу прощения за выражение "попали" (не понимаю, как я мог это сказать - теперь краснею...), а также за другие вольности, несознательно допущенные мною в словах, адресованных к вам.

Ответы ваши меня действительно интересуют, несмотря на то, что в Сети достаточно информации, чтобы самостоятельно найти на них ответ. Однако, многие вопросы достаточно спорные, и однозначного ответа на них, боюсь, найти не получится даже эксперту в технологиях интернет. Мне было интересно получить именно ваше мнение - священнослужителя из нашего города, который на этом же форуме, который здесь и сейчас.
Разумеется, что свое мнение по тем вопросам, которые я задал, у меня было и есть, но для лично меня важно узнать мнение компетентного человека в вопросах Православия, узнать вашу позицию, точку зрения. Кроме того, если читать только книги, но ни с кем не обсуждать их содержание, толку мало.

Спорить не стану, но - несколько комментариев, если можно:

6
Вы говорите про язык улиц и телесериалов, но я имел ввиду язык Достоевского, Тургенева. Мне казалось, что, если слышать будет не только душа, но и разум, то это было бы хорошо. Впрочем, это только мое мнение, я его не навязываю.

9 и 20
Мне кажется, что такое положение вещей препятствует единению и взаимопониманию людей разных религий.

14
Но дочего же сильно досталось простым людям за грехи фараона, которому Господь же и ожесточил сердце (то есть - по воле Бога)! Да, я понимаю, что, наверное, были свои причины - но... как жестоко...

17
Признаюсь, меня смутили многочисленные рассказы про священников нашей столицы.

19
Вы приводите аллегорию, что мои вопросы вам - сродни пощечине? Право, я не хотел ни в коей мере вас оскорбить или обидеть, и, если сделал это, то не нарочно, не сознательно... Если так - простите... Неужели эти вопросы настолько невежественны или нехороши... Даже не знаю, что сказать.
Мне очень стыдно за то, что я задал 19-й вопрос. Поймите меня правильно: мне кажется, что в наше время в обществе подсознательно формируется несколько негативное отношение к православному священнику (справедливо ли это - видимо, несправедливо), и я, пожалуй, по инерции не отдаю себе отчет в том, что задавать такой вопрос священнослужителю - верх бестактности и грубости. Я опять краснею...

22
Скажите, Олесе из одноименной повести Куприна суждено попасть в ад? Но ведь она все-таки была добрая девушка, не делала зла, жила по нормам общечеловеческой морали.

23
Да, эти байки живучи, но я не могу не привести в оправдание этой живучести обилие грязных скандалов, связанных с мужеложством в Католической и Православной церкви.

27
Как бы вы отнеслись к тому, что на территории другого государства православная церковь использовалась бы в качестве концертного зала? Что бы лично вы предприняли в этом случае?
Helios
 

Сообщение Helios » Ср окт 27, 2004 6:10 am

еще на ваш ответ:

1

Мне кажется, что очень многие верующие не вполне осознают сущность иконы и воспринимают ее скорее как некий отдельный символ ( нечто вроде тотема)... Или молятся святому как покровителю - практически мимо Господа. Возможно, я не прав и это пустое подозрение, но... просто меня это беспокоит, потому что это похоже на язычество, а ведь русским, которые были раньше зычниками, это может подходить.
Простите мою навязчивость, но ведь Господь наверное не говорил людям, чтобы они кланялись этим двум херувимам или молились Ему через них. Кроме того, если не ошибаюсь, в Библии больше не упоминается иконописание - то есть, это атрибутика, характерная именно для Православия.
Helios
 

Ответ Helios

Сообщение Отец Александр » Ср окт 27, 2004 6:42 pm

Уважаемый Helios!

Благодарю Вас за добрые слова и новые вопросы.
Меня, как священника, Ваш интерес только радует. По случаю,
расскажу Вам такую историю. Однажды, после проповеди
к митрополиту Антонию Сурожскому в храме подошла женщина
и искренне сказала, что пока еще не может принять слова
Спасителя о том, что надо после удара по одной щеке
подставить другую. Спрашивала она об этом со смущением,
переживая, что ее вопрос может раздосадовать владыку.
Владыка Антоний внимательно выслушал ее, а затем,
обратившись к прихожанам сказал: "Вы все сейчас слушали
мою проповедь о прощении ближних. Все мы знаем, как
особенно трудно простить незаслуженные обиды. Но только
одна из нас подошла и честно сказала мне о том, что
пока еще не готова к этому. Эта женщина поступила мудро.
Прошу Вас, никогда не бойтесь спрашивать, не бойтесь
обнаружить свое незнание. Только так его можно победить".

6.
О языке Достоевского и Тургенева.
Согласен с Вами, что иная речь просто не уместна в храме.
И все же главным хранителем и творческим началом русской
классической культуры является не их язык, а язык Церкви.
Пример - русские классики просто не смогли бы создать
своих бессмертных произведений без таких "сугубо церковных"
слов, как милость, покаяние, благоразумие, сокрушение о
грехах, радость о Боге, сострадание. Может быть оттого
и оскудел язык современных писателей, что они в детстве
не ходили в храм Божий и не пели на клиросе?
9 и 20.
Когда мы думаем о "единении религий", то важно не забывать
о принципиальных вопросах - на каком основании должно
произойти это объединение, и от чего в таком случае
должны отказаться православные, чтобы осуществить это
единство? Например, православные христиане верят, что
за Божественной Литургией они реально причащаются Тела
и Крови Христовых. Не только для иудеев и мусульман,
но даже для некоторых других христианских конфессий это -
за пределами их веры и понимания. Они также не верят в
действительность крещзения младенцев или прощения грехов
в таинстве исповеди. Разве могут православные отказаться
от того, что составляет главную их надежду и упование,
ради формального единства с теми, кто уже потерял или еще
не обрел полноты веры?
22.
Теперь уже мне неловко признаться, что я не знаком с этой
повестью Куприна.
23.
Если позволите, то эти Ваши смущения я оставлю без
комментария, поскольку достоверных историй мне не известно.
27.
Понимаю Ваш вопрос и принимаю Ваши сокрушения.
В Никольском храме г.Слободского до настоящего времени
расположена спортивная школа, в Ахтырской церкви г.Кирова -
предприятие по производству медтехники, в одном из
храмов древнего Лальска - "кафе". Это не может не ранить
сердце. Как же быть, если владеющие этими зданиями органы
власти или учреждения не позволяют их восстанавливать?
Прежде всего, не забывать о том, что храм всегда остается
храмом. Даже, если его нет - так мы всегда вспоминаем
Александро-Невский собор, проезжая мимо филармонии.
И если есть понимание, наполнять здание содержанием,
не оскорбительным для христианской веры. Так, например,
уже в скором времени в здании Городской детской
филармонии (бывшем старообрядческом молитвенной доме)
при помощи Вятской епархии будут проходить занятия
Православного музыкального абонемента для школьников,
на которых ребята познакомятся с духовной музыкой.

Возвращаясь к вопросу о почитании святых икон, замечу,
что на правильное отношение к иконам, безусловно,
может влиять общий уровень культуры человека - чувство
меры, внутренний такт, понимание прекрасного и т.д.
И все же, по моему убеждению, в горячей молитве
"малообразованной старушки" перед иконой Богородицы
больше любви к Богу, чем в холодных рассуждениях
протестантов о "неправильности иконопочитания".

Всего Вам доброго!
С уважением. Отец Александр.
Аватара пользователя
Отец Александр
 
Сообщений: 209
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 7:49 pm
Откуда: Вятка

Ответ Greena

Сообщение Отец Александр » Ср окт 27, 2004 6:44 pm

Уважаемая Greena!
Благодарю Вас за вопросы. Постараюсь кратко и, по возможности, полно
ответить на них.
1.
О крещении малыша.
Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и
крестных, которые своей причастностью к Церкви свидетельствуют
о том, что малыш получит православное воспитание. Поскольку
родителям бывает удобнее сделать это в выходной день, то обычно
в храме предлагают совершить крещение в субботу или воскресенье.
Однако крещение, по желанию родителей, может быть совершено и в
другие, будние дни. Достаточно присутствия одного из родителей и
одного крестного: для мальчика - мужчины, для девочки - женщины.
Крестные должны быть сами крещены. Хорошо если крестные близки
Вашей семье и если они сами посещают церковь, исповедуются и
причащаются. Будет правильно, если накануне крещения родители и
крестные встретятся со священником для беседы о предстоящем
таинстве и своих будущих обязанностях. Если крестный или крестная
не могут лично присутствовать на крестинах (например, по болезни),
но выразили твердое желание стать крестными родителями, то это
допускается. Пусть только назовут свое имя, которое священник
будет поминать при совершении таинста крещения.
Замечательное объяснение смысли и порядка таинства крещения
содержится в книге протопресвитера Александра Шмемана "Водою
и духом". Надеюсь, она есть в интеренете.
2.
Церковный год устроен таким образом, что наш духовный "лук"
не всегда бывает одиноково натянутым. Душе необходимы, как
периоды напряжения сил, так и периоды отдохновения. Церковный
пост - это наша жертва Богу, время для особенно усердной
молитвы, дел милосердия, воздержания тела и души, за которым
всегда приходит радостный праздник.
3.
К сожалению, для активного чтения времени у меня не так много.
И если удается выкроить для этого час-другой, то это книги
о Церкви или истории Вятки. Из любимых - "Человек перед Богом"
митрополита Антония (Сурожского). Должен признать, что в мире
современной литературы ориентируюсь с трудом, отдавая предпочтение
классике или полагаясь на мнение друзей. Недавно перечитывал дочке
"Сказку о царе Салтане" и вдруг поймал себя на мысли, что читаю
уже не для нее, а для себя. Иногда этот недостаток может
возместить хороший художественный фильм, бережно снятый по чьей-
либо книге. Например, "Форест Гамп".
4.
К сожалению, распадаются, в том числе, и венчанные браки. В этом
случае, после оформления гражданского развода супруги могут
обратиться к управляющему епархией с просьбой о расторжении брака
церковного. Для этого следует обратиться в епархиальное управление,
которое находится в Трифоновом монастыре (тел.67-51-11). Далее с
документом о расторжении прежнего церковного брака, человек может
вновь обратиться в храм с просьбой о втором венчании.
5.
Вы сами ответили на этот вопрос. Добавлю лишь, что нередко,
уповая на таких "горе-целителей", люди только усугубляют свою болезнь.
Поэтому разумнее своевременно обращаться к врачам. Но также и помнить,
что нередко болезнь бывает следствием дурной привычки или греха -
например, злоупотребления курением или спиртным. В этом случае
для исцеления еще более необходимо покаяние и перемена образа жизни.
6.
Полагая, что кто-то навел на нас порчу, мы нередко согрешаем против
этих людей подозрительностью или даже ненавистью. Полезнее знать,
что все происходящее с нами случается по воле Божией. И не винить
напрасно невиновных людей.
7.
Мне трудно однозначно ответить на этот вопрос. Наверное, дело в том,
что "входя в храм, мы снимаем шапку, а не голову". Что-то в конкретном
храме бывает созвучно нашей личности, а что-то смущает. Преодолеть
это можно лишь пониманием того, что мы приходим в храм именно к Богу,
а не просто "послушать хор" или "посмореть по сторонам". Тогда даже
самые скромные храмы станут для нас настоящей кладовой радости.

Благодарю Вас за радость общения!
С уважением. Отец Александр.
Аватара пользователя
Отец Александр
 
Сообщений: 209
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 7:49 pm
Откуда: Вятка

Вопрос отцу Александру

Сообщение Фиона » Пн ноя 08, 2004 8:49 pm

Меня крестили старообрядцы. Как мне стать православной?
Предлагаю обсудить тему судьбы сельского учителя
в наше простое и непростое время
Фиона
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: Пн ноя 08, 2004 8:45 pm

Ответ Фионе

Сообщение Отец Александр » Вт ноя 09, 2004 9:51 pm

Уважаемая Фиона!
Отвечая на заданный Вами вопрос, прежде всего, попрошу Вас уточнить у родных и близких
обстоятельства Вашего крещения. Пострайтесь, по возможности, узнать - кто, где и когда
совершил над Вами это таинство? Это касается не только старообрядцев, но и тех случаев,
когда люди были крещены в детстве не священником в церкви, а бабушкой на дому. К сожалению,
это довольно распространенная практика, поскольку еще 15-20 лет назад церквей в стране было
немного, и потому не все могли крестить детей в храме. Особенно, если ребеночек болел, и
родители спешили скорее окрестить его. Принципиально важно, чтобы человек был крещен во
имя Святой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа. Если Ваши родные не могут достоверно
свидетельствовать о том, что над Вами было совершено именно такое крещение, то примите
его в православном храме со словами священника "... аще не крещен". Если Вы или сами
помните, что крещение было совершено правильно, или об этом свидетельствуют Ваши родные,
то второго крещения над Вами совершать не следует, и воссоединиться с Православной Церковью
Вы можете через таинство покаяния, сказав об этом на исповеди православному священнику.
С уважением. Отец Александр.
Аватара пользователя
Отец Александр
 
Сообщений: 209
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 7:49 pm
Откуда: Вятка

Сообщение Anastasiya » Пт ноя 12, 2004 8:01 pm

Уважаемый отец Александр!
Расскажите, пожалуйста, когда в наших храмах проходят исповеди, и каким образом к ним нужно готовиться (т. е. нужно ли рассказывать о своих грехах подробно, или хотя бы перечислять их). Заранее спасибо за информацию.
Anastasiya
 

Ответ Анастасии

Сообщение Отец Александр » Сб ноя 13, 2004 12:51 pm

Здравствуйте, Анастасия!

Как правило, мы исповедуемся перед принятием Святого Причастия и поэтому предваряем исповедь
постом, во время которого воздерживаемся духовно (от ссор, гнева, осуждения), душевно (от
ярких впечатлений, заставляющих нас забыть о посте) и телесно (от животной пищи, супружеских
отношений и т.д.). Взрослому и здоровому человеку хорошо поститься в течение недели перед
Святым Причастием. Для болящих и детей (с 7 лет) пост может быть сокращен. Принимая это все
во внимание, прихожане стараются исповедоваться во время многодневных постов: Великого,
Рождественского, Петрова или Успенского. Особенно, в последнюю - Страстную седмицу Великого
поста, когда мы вспоминаем Страдания Христовы. Это очень добрая и исполненная глубокого смысла
традиция.
Однако, это не значит, что многодневный пост необходим перед каждой Исповедью. Многие
прихожане стараются исповедоваться чаще - один раз в две или три недели или даже еженедельно,
при каждом посещении храма. Как правило, не каждая такая Исповедь заканчивается Причастием.
И это тоже возможно, потому что Исповедь и Причастие - это два самостоятельных таинства:
Исповедь примиряет нас с Богом, Святое Причастие освящает и укрепляет наши жизненные силы
в борьбе с грехом. Правильная подготовка к Исповеди и Причастию - это целая наука, на постижение
которой, порой, тредуется несколько лет. Но все когда-то начинается впервые. И поэтому так
важно сделать этот первый шаг как можно раньше. Есть даже что-то символическое в этом совпадении -
дети начинают исповедоваться в 7 лет и тогда же идут в первый класс, чтобы постигнуть
премудрость мирских наук.
Хорошо перед первой исповедью прийти в храм для встречи со священником, который, глядя на Вас,
посоветует, как именно подготовиться к ней. Важно узнать и Ваш возраст, и Ваше здоровье, и Ваше
духовное состояние. Это возможно только при личной встрече. В нашем храме Иоанна Предтечи (и
не только) в течение всего дня в храме находится "дежурный" священник. Можно поступить и
по-другому - прийти в храм сразу для исповеди, а подготовиться к ней по книгам, которых
сегодня достаточно в каждом храме. Могу порекомендовать Вам книгу известного пастыря и
очень опытного духовника архимандрита Иоанна Крестьянкина, которую можно также найти
и в Интернете.
Исповедоваться можно в любой день. Для многих удобнее это сделать вечером в субботу, когда мы
свободны от работы и домашних дел. Придя на вечернее богослужение (в 16 или 17 часов), подойдите
к священнику и попросите его помочь исповедоваться. Это для нас не только наш пастырский долг,
но и большая радость. Все когда-то начинается с первого шага. Главное, чтобы он не стал последним.
И помните, что Вы исповедуетесь Богу, а священник - лишь свидетель Вашего покаяния.
С уважением. Отец Александр.
Аватара пользователя
Отец Александр
 
Сообщений: 209
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 7:49 pm
Откуда: Вятка

Сообщение Alessa » Сб ноя 13, 2004 6:03 pm

Здравствуйте, отец Александр!
Присоединяюсь ко всем, кто уже выразил радость по поводу появления этой темы. По-моему, она очень полезна.
У меня также есть к Вам вопрос.
Я бываю в православных храмах редко, и почему-то, как мне кажется, ни разу не слышала там проповеди. Возможно, они бывают в другие дни и я на них просто не попадаю (я бывала в церкви в праздники)? Или они ведутся на старославянском языке?
Заранее спасибо Вам за ответ.
Alessa
 

Ответ для Alessa

Сообщение Отец Александр » Вс ноя 14, 2004 10:55 am

Здравствуйте Alessa!

Вы совершенно правы в том, что проповедь является очень важной частью православного богослужения.
"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все,
что Я повелел вам..." (Мф.28, 19-20) - эти слова Спасителя обращены к каждому из нас. Но еще более
они значимы для тех, кто несет священническое послушание в храмах Божиих.
Поскольку проповедь произносится на положенное в этот день Евангельское зачало (законченный по
смыслу "отрывок" из Святого Евангелия), то и звучит она, как правило, после чтения Евангелия
(примерно через 20-25 минут после начала Божественной литургии) или в конце Литургии перед Причастием
мирян. На всенощном бдении, которое совершается вечером, вместо проповеди читается поучение, связанное
с отмечаемым праздником. Проповедь всегда произносится на современном русском языке, так как ее задача
- доступно, но и богословски верно передать смысл Евангельского зачала.
Именно по этой причине нельзя подходить к этому вопросу формально. Произносить проповедь в храме
могут все священники, но не у всех это получается одинаково талантливо. Одни из них одарены этим
даром в большей степени, другие - меньше. Но и это не беда, поскольку слово - не единственный,
а лишь один из многих способов христианской проповеди. И в обычной жизни, как мы знаем, бывают
люди, которые говорят одно, а делают другое. Куда более убедительным является сам пример жизни
христианина. Причем это касается не только священников, но, в равной степени, и мирянин. Поэтому,
принимая Ваше пожелание о том, чтобы в храме чаще звучало талантливое пастырское слово, еще в большей
степени могу пожелать, чтобы все мы обращали людей ко Христу, прежде всего, примером своей жизни.
Из замечательных проповедников, чьи сборники проповедей сегодня являются наиболее востребованными,
могу посоветовать Вам книги святого праведного Иоанна Кронштадтского "Моя жизнь во Христе" и
митрополита Антония (Сурожского) "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа", "Человек перед Богом".
С уважением. Отец Александр.
Аватара пользователя
Отец Александр
 
Сообщений: 209
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 7:49 pm
Откуда: Вятка

Сообщение Отец Александр » Вс ноя 14, 2004 10:56 am

Приглашаю всех посетителей этой странички форума заглянуть на страничку премии "Вятский горожанин" и оставить несколько строк на форуме об этой идее - в разделе, посвященном Премии.

Адрес официального форума Премии - http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?t=58

С уважением. Отец Александр
Аватара пользователя
Отец Александр
 
Сообщений: 209
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 7:49 pm
Откуда: Вятка

Сообщение Ольга » Вт ноя 23, 2004 7:50 pm

отец Александр, скажите, как себя чувствует наш Владыка?
Поправляется ли?

Спаси Господи.
Аватара пользователя
Ольга
 
Сообщений: 178
Зарегистрирован: Вс окт 17, 2004 8:17 pm
Откуда: Вятка

Ответ Olga

Сообщение Отец Александр » Сб ноя 27, 2004 11:04 am

Уважаемая Olga!
Извините, что отвечаю на Ваш вопрос с задержкой. Несколько дней я провел в Костроме и не имел возможности выйти на форум. Владыка Хрисанф, слава Богу, поправляется. Неделю назад он впервые, после болезни, служил в Успенском соборе и вновь начал прием посетителей в своем рабочем кабинете.
С уважением. Отец Александр.
Аватара пользователя
Отец Александр
 
Сообщений: 209
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 7:49 pm
Откуда: Вятка

Сообщение Ольга » Вт ноя 30, 2004 7:19 pm

Уважаемый отец Александр!
Можно спросить ваше личное мнение о Трифоновских чтениях, особенно о концерте духовной музыки?
Происходит ли какое-нибудь движение в духовной жизни у молодежи по сравнению с прошлым годом?
ведь на самих чтениях много говорили, рассказывали, объясняли, - есть ли результат, видно ли его уже сейчас??? Просто хочется знать, что все это делается не зря, что мы растем.
Простите если что.

Поздравляю Вас с началом Рождественского поста!
может откроем еще одну тему на форуме?
Аватара пользователя
Ольга
 
Сообщений: 178
Зарегистрирован: Вс окт 17, 2004 8:17 pm
Откуда: Вятка

Ответ Ольге

Сообщение Отец Александр » Ср дек 01, 2004 9:02 am

Уважаемая Ольга!
Не могу ответить за всю молодежь, но безусловно порадовало, что большинство выступивших на концерте духовной музыки - это молодые и очень молодые люди. Мы уже привыкли к этому и даже перестали тому удивляться. А зря. Еще несколько лет назад об этом было можно только мечтать. Главное, что все происходит естественно - храмы открыты, и поэтому у нас всех есть возможность войти в храм, поставить свечи, помолиться, исповедоваться, побывать на службе, послушать пение хора, обратиться к Богу в радости и горе. Господь призывал апостолов сеять на любой почве, потому что Слово Божие обязательно даст всходы. Это мы и видим сегодня. Кто-то приходит в церковь раньше, кто-то позже, кто-то заходит на минуту, кто-то остается на всю службу. Бог принимает всех и не требует ни от кого чего-то непосильного. Главное, чтобы вера в нас крепла, а не оскудевала. Происходит ли это? Наверное, каждый уже должен сам ответить на этот вопрос.
С уважением. Отец Александр.
Аватара пользователя
Отец Александр
 
Сообщений: 209
Зарегистрирован: Пт окт 22, 2004 7:49 pm
Откуда: Вятка

Сообщение Ольга » Чт дек 02, 2004 7:02 pm

Уважаемый отец Александр!
Хочу поделиться вот таким своим горем: у меня тетя давно вовлечена в секту "свидетели иеговы". Водит на эти собрания маленьких своих детей, моих братьев. По уши ее туда затащили. Это моя вина, когда я стала ходить в храм, я никого не тащила за собой, предоставила свободу воли для каждого. И даже сейчас мои родители не ходят в церковь. А у тети(ее зовут Алла) слабый характер, кто-то заманил и вот теперь она в ловушке. Я пыталась с ней говорить: она отвечает, что у нее другая религия! Я не понимаю никакой ДРУГОЙ религии кроме Православия! Начала ссылаться на историю, на наших предков, на наших бабушек и дедушек. Знаете, что она отвечает?! "Они ошибались". Тысячи лет люди ошибались!!! Это что же такое-то! Где это видано вообще! Брала я у отца Анатолия Березина книги про секты, все читала, узнавала, но он сказал, что это редкий случай, когда кто-то оттуда выходит, притом с покалеченой душой.
Так на самом деле никак ей не помочь?
Уже несколь лет она туда ходит, литературы красочной у нее много, детей привлекает тоже.
Библия в картинках! Это же богохульство, так ведь?
Что же нам делать?
Спаси Господи.
Ольга.
Аватара пользователя
Ольга
 
Сообщений: 178
Зарегистрирован: Вс окт 17, 2004 8:17 pm
Откуда: Вятка

След.

Вернуться в Духовность и религия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10