Страница 1 из 2

А вот скажите, как правильно - вятичи или вятчане?

СообщениеДобавлено: Чт июл 26, 2007 8:44 pm
Леся
:?: В школе, помню, нам учительница истории говорила, что правильно говорить ВЯТЧАНЕ... а ВЯТИЧИ это совсем другой народ, который жил где-то на севере,... :roll:

Скажите, как же всё-таки правильно: ВЯТИЧИ или ВЯТЧАНЕ??? :?:

СообщениеДобавлено: Чт июл 26, 2007 8:49 pm
Пономарёв А.В.
Правильны оба варианта. Издревле употреблялись оба наименования.
Одно время существовало мнение, что называть жителей Вятки вятичами некорректно, поскольку наличие связи с древним славянским племенем не доказано. Однако важнее не это, а то, что люди вправе называть себя так, как считают нужным.

СообщениеДобавлено: Чт июл 26, 2007 8:50 pm
Леся
Спасибо :)

СообщениеДобавлено: Пт июл 27, 2007 8:42 am
Alex
Уважаемая Леся!
Администратор Андрей ошибается, говоря о правильности обоих вариантов. Во всех без исключения письменных источниках с конца XIV по XVIII век жители Вятки назывались только вятчанами. Это подтверждают практически все ученые, занимавшиеся данной проблемой: А.С. Верещагин, А.В. Эммаусский, В.В. Низов, Л.Д. Макаров. Если необходимо, могу указать литературу вопроса.
Вятичи - это славянское племя, жившее на р. Оке в пределах нынешней Московской и Рязанской областей. Упоминания о них в русских летописях обрываются в начале XIV в. О переселении их на р. Вятку никаких данных (письменных, археологических или этнографических) не существует.
Вятчан вятичами изредка стали называть где-то в первой половине XIX в. люди, совершенно далекие от истории (в основном писатели, сейчас этим грешит Крупин). В настоящее время это невежество, к сожалению, выросло до громадных размеров, особенно в самой Вятке, что очень огорчает. Убивает бессилие что-либо изменить в данной ситуации.

СообщениеДобавлено: Пт июл 27, 2007 12:44 pm
Пономарёв А.В.
Уважаемый Alex!

Во всех летописных и исторических трудах жителей Вятки действительно называли вятчанами. Я говорил о том, что сами жители употребляли оба наименования, причём "вятичи" даже чаще, особенно в сельской местности. В одном из источников (к сожалению, не помню, где именно :( ) даже отмечалось, что жителей города Вятки принято было называть вятчанами, а жителей всей Вятской земли - вятичами.

Ещё хотел задать Вам вопрос относительно того, что Вы сказали:
Вятичи - это славянское племя, жившее на р. Оке в пределах нынешней Московской и Рязанской областей. Упоминания о них в русских летописях обрываются в начале XIV в. О переселении их на р. Вятку никаких данных (письменных, археологических или этнографических) не существует.

На "Нашей Вятке" есть страничка http://www.nashavyatka.ru/history/predki.html, на которой я собрал все известные мне аргументы "за".
Я, как и Вы, являюсь сторонником версии основания Вятки, изложенной в "Повести о стране Вятской". Одако она вовсе не исключает ни возможности того, что на Вятку приходили и "приокские" вятичи, ни возможности того, что они жили здесь до прихода новгородцев небольшими поселениями.
Мне самому хотелось бы разобраться и дать окончательный ответ на этот вопрос хотя бы для себя, поэтому хочу попросить у Вас как у профессионального историка аргументированного ответа на вопрос: Вы считаете аргументы, приведённые по предложенной выше ссылке, безосновательными и не заслуживающими внимания?[/quote]

СообщениеДобавлено: Сб июл 28, 2007 11:23 am
Alex
Уважаемый Андрей!

Вы пишете:

Я говорил о том, что сами жители употребляли оба наименования, причём "вятичи" даже чаще, особенно в сельской местности. В одном из источников (к сожалению, не помню, где именно ) даже отмечалось, что жителей города Вятки принято было называть вятчанами, а жителей всей Вятской земли - вятичами.


Во-первых, как Вы знаете, я сторонник точных данных, поэтому очень бы хотелось, чтобы Вы указали источник этих Ваших утверждений. Во-вторых, приведу в ответ на это цитату одного из величайших российских этнографов Д.К. Зеленина:
"...обычный у местной интеллигенции и встречающийся даже в присловьях у Даля термин вятичи, в смысле "жители Вятской губернии", ничуть не народный (выделено мной. - А.М.) и исторически прямо нелепый термин. Его ввели в употребление, нужно думать, старинные доморощенные учителя географии, к которым в данном случае вполне применима поговорка: "слышали звон, да не знают, откуда он". Вятичи - древнерусское племя, ничего общего с Вяткой не имеющее".
(Зеленин Д.К. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии. (Этнографический и историко-литературный очерк) // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901–1913. – М., 1994. - С. 69 (примеч. 6))

Теперь я с удовольствием разберу Ваши аргументы, указанные по ссылке (кстати, она отсюда у меня почему-то не открылась, пришлось заходить из раздела История). Итак, по-порядку.
Вы пишете:

в работе "Великие и удельные князья Северной Руси", изданной в Санкт-Петербурге в 1891 году, со ссылкой на летописный текст можно прочесть следующие строки: "В 990 году князь Владимир начал ставить города и насели их словены, сиречь, ноугородцы, кривичи, смолняны, чудью и вятичи". Необходимо отметить, что речь здесь идёт о городах Русского Севера. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вятичи населяли не только знакомые нам из курса истории земли по Оке и Волге, но и другие, северные земли.


Действительно, в книге А.В. Экземплярского есть такая цитата из русских летописей (СПб., 1889. - Т. 1. - С. 304). Однко, во-первых, Вы привели ее не полностью, а, во-вторых, давайте все-таки читать первоисточник, а не исследование историка (хотя и уважаемого), т.е. посмотрим русские летописи. В Лаврентьевской летописи (это самый древний летописный список) данная фраза звучит следующим образом:
"В лето 988. И рече Володимер: "Се не добро, еже мало город около Киева". И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубешеви, и по Суле, и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от Словень, и от Кривичь, и от Чюди, и от Вятичь. И от сих насели грады, бе бо рать от Печенег, и бе воюяся с ними, и одолая им". http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Laur ... 21-122.gif
В других летописях фраза может несколько отличаться, но смысл ее от этого не меняется. Таким образом, совершенно понятно, что Владимир начал ставить города около Киева для защиты от печенегов. Ни о каких городах Русского Севера здесь речи не идет. И селил он там не всех подряд, а только "лучших мужей", т.е. свою дружину. Так что ни о каких северных городах племени вятичей здесь не говорится.
Продолжу несколько позднее.

СообщениеДобавлено: Сб июл 28, 2007 12:30 pm
Alex
Далее:

трудно представить, что такое древнее, историческое и самобытное слово "Вятка" появилось одновременно и независимо сразу в двух столь близких местах.


Ну, во-первых, кто сказал, что одновременно, во-вторых, я бы не сказал, что столь близко. :)
Топонимов с основой вят- на территории Европы достаточно много. Река Вятка здесь не является исключительной. Происхождение всех этих топонимов очень различно. Я думаю, достаточно будет внимательно почитать размещенную на Вашем сайте статью Сергея Ухова http://www.nashavyatka.ru/history/etnos.html и выложенную мной специально для этого случая статью А.С. Верещагина "Из истории древнерусской Вятки" (Вятка, 1905) http://rapidshare.com/files/45494322/Vereschagin.rar
Еще приведу цитату из одной работы В.В. Низова:
"Поскольку ижевские археологи, этнографы и филологи локализуют историческую родину удмуртов (вотяков/отяков) в бассейне Средней и Нижней Вятки и ее левого притока Чепцы, постольку названные гидронимы должны этимологизироваться с удмуртского или общепермского языков. Реку Вятку древние удмурты звали вначале Ватка шур, затем - Ватка вур М.Г. Атаманов возводит гидроним Ватка к одноименному этнониму, известному по преданиям и восходящему якобы к тотемному имени, который увязывается им с удмуртским зоонимом вад (выдра), диал. бобр; -ка - аффикс, представленный широко в родовых именах удмуртов (этноним переводится как "человекрода Бобра", а гид¬роним - "Бобровая река"). Данная этимология популярна среди удмуртских исследователей и проникла уже в общие труды.
Однако ряд факторов заставляет усомниться в правильности такого объяснения. Прежде всего отмечу, что на территории Европейской России отсутствуют большие и средние реки, которые именовались бы по названиям преобладающих в них видов фауны. Если первичным считать гидроним, то на Севере и в Волго-Камском междуречье, в водных системах которых в древности в изобилии водились выдры и бобры, средние и крупные по величине реки не носят имена водоплавающих. Если же первичен этноним, то как объяснить наличие далеко за пределами Вятско-Камского региона гидронимов Вятка и соответствующих топонимов? Так, не позднее 1473—1502 гг. в состав Костромского уезда вошла Вяцкая волость с сельцом Вяцкое на Вохте, принадлежавшая митрополиту. Один из притоков Старицы, впадающей в Волгу в пределах Тверской области - Вятка. В окрестностях Великих Лук имеются речка и озеро Вятица. В Виленской земле протекает речка Вята, в Смоленской - Вятова, в бассейне Днепра - Вятыня, левый приток Угры - Ведца, правый - Вятца (Ветца). Как известно, в западных и северо-западных областях России в дославянское время обитали не пермские, а балтийские племена, оставившие соответствующую гидронимию.
М.Р. Фасмер, отождествляя гидронимы Вятка и Вяда, возвел последний к финно-угорскому гидрониму Vento, образованному от финского vento "медленный, спокойный, глубокий". А.А. Ивановский выводил гидроним Вятка от фин. wiz/wit - "река". По мнению Р.А. Агеевой, "не исключено, что если не балтийский, то прабалтийский или индоевропейский горизонт можно увидеть" в названии Вятка. Наибольшей убедительностью отличаются, на мой взгляд, построения Л.Н. Макаровой, которая выводит данный гидроним от прибалтийско-финской основы vent- и переводит название реки как "великая, большая".
(Низов В.В. Биармия и вятская чудь // Шведы и Русский Север: историко-культурные связи: к 210-летию Александра лаврентьевича Витберга: материалы международного научного симпозиума. - Киров, 1997. - С. 169-170)

Что касается Вашего следующего абзаца о работе Самоквасова, здесь я пока не готов ответить, т.к. не читал эту работу и, кроме того, не являюсь специалистом в данной области. Но постараюсь в будущем ответить и на этот аргумент :D

Далее у Вас:

В этот период (после нашествия монголо-татар. - А.М.) на Вятку однозначно приходили жители приокских земель. Возможно, это было следствием того, что они знали о родстве с местным народом и поэтому шли именно сюда.


Согласен, что после нашествия на Вятку могли переселяться жители Приокских земель, но совсем не по причине родства с местными вятскими жителями, а по причине наличия свободных (во всех смыслах) земель. Эдак всех, кто приходил на Вятку из различных земель, необходимо записать в родственники местным жителям :)

Таким образом, говорить о родстве вятичей и вятчан, я думаю, в настоящее время говорить не приходится. На это нет никаких доказательств.

Что касается церковных архивов, то я бы тоже на это очень надеялся. Одно время считал, что они остаются в подземельях Вятки-Кирова, о которых так увлекательно писал Фокин, где-то недалеко от места бывшего нахождения Троицкого кафедрального собора.
Но, потихоньку собирая материалы по архиву и библиотеке этого собора (а там находился и архиерейский архив), прихожу к выводу, что вряд там что-то осталось, т.к. рукописные книги Троицкой библиотеки периодически всплывают в различных хранилищах страны. Так что, увы... :(

СообщениеДобавлено: Сб июл 28, 2007 12:38 pm
Alex
Ой, совсем забыл, что я кроме статьи Верещагина выложил еще две работы по данной теме.
Эммаусский А.В. Вятичи или вятчане? // Спутник агитатора. - Киров, 1974. - № 3. http://rapidshare.com/files/45493987/Emmaussky.rar
Низов В.В. Проблемы этнокультурной истории вятских народов в эпоху средневековья // Энциклопедия земли Вятской. - Киров, 1998. - Т. 8. Этнография, фольклор. http://rapidshare.com/files/45494077/Nizov.rar

СообщениеДобавлено: Сб июл 28, 2007 1:03 pm
Пономарёв А.В.
Alex, спасибо за столь ёмкий ответ. До появления новых фактов буду употреблять лишь термин "вятчане":) Ну а Вам желаю всё же познакомиться с работой Самоквасова и поделиться с нами Вашими соображениями.

СообщениеДобавлено: Пн авг 06, 2007 4:50 pm
Alex
Да, видать всем абсолютно наплевать, вятичи они или вятчане. :lol:
Очень прискорбно наблюдать такую картину :cry:
Я подозреваю, уж не кировчане ли все, кто смотрит этот форум? :?

СообщениеДобавлено: Чт авг 09, 2007 11:29 pm
Пономарёв А.В.
Alex, не волнуйтесь, всё хорошо! Думаю, все наши посетители просто удовлетворены Вашим ёмким ответом!

СообщениеДобавлено: Сб авг 11, 2007 11:20 am
nikodim
Alex Ответ действительно емкий! Но вот проголосовать не удалось. Голосование отменено?

СообщениеДобавлено: Чт ноя 15, 2007 4:44 am
Александр
:roll: Для разрядки...
Вятчанин - хваткий мужичек из Вятки.
Вятчанка - его подруга.

Вятич - Брюс Ли с Вятки ( и его шестеро дружков).
А евоная подруга кто?

Не увиливайте от ответов!!!

СообщениеДобавлено: Чт ноя 15, 2007 9:27 am
дядя Женя
Александр
Наверное, многих сбивает с толку название пива "Вятич". Может быть, предложить пивной кампании поменять его на "Вятчанин", исправить ошибку. На форуме ведь большинство людей молодого возраста, которые в историю Вятки не вникали. Ну. пьют пиво "Вятич" и считают себя вятичами. Хотя нет правил без исключения, но жители Кирова не кировичи, а кировчане, жители Орлова не орловичи, а орловчане, Котельнича не котельничи, а котельничане и т.д. В данном случае и для жителей Вятки уместен суффикс -ан, а не -ич. Другое дело в названиях городов на -ск - Омск, Томск, Яранск. Здесь уместнее омичи, томичи, яраничи. Я считаю себя вятчанином.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 15, 2007 9:55 am
Пономарёв А.В.
дядя Женя
На форуме ведь большинство людей молодого возраста, которые в историю Вятки не вникали.

Обижаете:(
На самом деле на форуме очень мало людей, не вникавших в историю Вятки, а те, кто действительно не вникали, в подобных дискуссиях участвуют редко.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 15, 2007 10:19 am
Alex
Андрей!

А может стоит что-то сделать, чтобы опрос заработал? Люди уже давно спрашивали.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 15, 2007 10:30 am
Пономарёв А.В.
Alex
Готово - давайте голосовать!

СообщениеДобавлено: Ср ноя 28, 2007 6:13 pm
Tatiana
А почему не сделать допущение, что эти сами древнерусские племена вятичей, живших на территории Московской области вместе с кривичами, или какая-то их часть , ка-то постепенно не докочевала до, скажем Нижнего Новгорода или Перми, а потом -на Вятку?Откуда тогда взялся общий корень?
Может быть, вятчане и правильнее, но мне лично больше нравится -вятичи! :)
Проголосовала!

СообщениеДобавлено: Ср ноя 28, 2007 8:02 pm
дядя Женя
Выходит, вятичи кочевали в поисках реки с созвучным названием? Жаль, что в Перми река Кама, а не Кривда. А то вятичи и кривичи так бы и жили по соседству. Ребята, если такого не было, зачем привязывать одно название к другому? Да и голосовать по принципу: "мне больше нравится"...

СообщениеДобавлено: Чт ноя 29, 2007 12:10 am
Бася
А какое все это имеет принципиальное значение?