Страница 36 из 37

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Вт сен 18, 2012 4:57 pm
skygrad
О Ермаке. Надо осторожно употреблять нынешние названия народов применительно к людям жившим сотни лет назад. В документах 16-17в. почти нет слов русский. Создается впечатление, что в русские задним числом в 19в. зачислили всех христиан России. так же и с татарами. Было множество народов древности, которых всех кучей приписали к татарам. Часть татар относит себя к булгарам. В том числе и каринские, которые по этническому типу и языку близки к половцам Бачмана. Вятские казаки вполне могли быть таковыми. Но и славян-пермский элемент на Вятке был в ушкуйниках (волжских русах?), тоже одной из вероятных составляющих казачества. Эти группы могли жить отдельно, но в походы часто шли вместе.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Ср сен 19, 2012 12:37 pm
Пестриков
О Ермаке. Долгое время не давали покоя доспехи Ермака. Не мог понять ответ на вопрос, за какие заслуги, в какое время и где царь мог пожаловать золотые доспехи беглому казаку? Чем больше размышлял, тем больше понимал, что в шестнадцатом это веке таких событий было немного - взятие Казани и Астрахани. За что еще можно было удостоиться столь высоких царских регалий да еще в такой удаленности от Москвы? Решил повнимательнее приглядеться к участникам тех походов и прояснилось следующее. Булгарские летописи утверждают, что историческая слава завоевания Казани принадлежит Ивану Грозному не по праву. Основными участниками тех событий были атаманы Адашев и Курбский, а состав войска был финно-угорским: учкуйцы, марийцы, чуваши, мордва. Переписка Курбского и Грозного эту информацию подтвердила. Тут возник другой вопрос. Как опальный Ермак мог направить посла к Ивану Грозному, не боясь, что того казнят? Точно также опальный Курбский направлял посла ко двору Грозного. На такие шаги мог отважиться человек, очень хорошо знающий Грозного и очень к нему когда-то приближенный.
Задумался и над прозвищем "Ермак". Не существует ли связи между верейскими князьями Ермоличами и прозвищем Ермака? Биография Ермоличей оказалась запутанной. Один источник утверждал происхождение Ермоличей от ветви Рюрика. И ряд источников утверждали, что род князей Ермоличей прервался в 1506 году, когда принял крещение последний из князей Ермоличей, отозванный из Орды к московскому двору. Любопытно, что одна из летописей точно назвала этот город в Орде - Чердынь. Также любопытство вызвало исследование одной дворянской династии - Ермоловых. Оказывается, герб этого дворянского рода во многом копирует герб Кайгорода, но с другой трактовкой изображения. Три полоски на гербе Кайгорода символизируют рыбий клей, а у Ермоловых три золотых звезды в таком же расположении символизируют принадлежность к Золотой Орде. Причем, родословную эта династия ведет (мистика!) с 1506 года, когда к московскому двору прибыл общий предок Ермоловых под кличкой Адаш.
Изучив переписку Курбского и Грозного, убедился, что с 1558 по 1581 год все главные герои казанского похода 1552 года, в том числе сами Курбский и Адашев, оказались либо в царской опале, либо казненными.
Из всего этого сделал вывод, что настоящая фамилия Ермака по церковной книге - Ермолов, но, скорее всего, истории он более известен или как Андрей Курбский или как Алексей Адашев. Думаю, что Ермак - один из них. Кстати, очевидно, что Курбский это не фамилия, а принадлежность к ветви князей курбских, т.к. вплоть до 15 века родовое имение этой династии село Курба по своему торговому значению превосходило Ярославль, из чего следует, что сообщение энциклопедии о том, что Курбский относится к ветви князей ярославских не совсем корректно. У Курбского в казанском походе, судя по всему, было еще одно прозвище - Андрей Шадра. Видимо, так называли его учкуйцы, чудь, зыряне. На зырянском языке это означало, что Андрей был веснушчатым, рыжим, что вполне объяснимо, ведь он был прямым потомком князя Феодора Ростиславича Чермного, тоже рыжего, Курбский сам писал об этом в послании к Грозному. Потомков Феодора называли еще Пестрыми, от зырянского "писти" - покрытый оспой, но не больной, веснушчатый. Есть повесть Иванова "Серце Пармы", в котором автор сталкивает в войне князя Пестрого и князя верейского Ермолича, но если моя логика верна, то они были либо братьями, либо вообще одним и тем же лицом, и кто-то из них - прямой предок Ермака.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Чт янв 01, 2015 11:59 am
Пестриков
Кстати, о теме "Вятка-родина казачества" обнаружил любопытный факт. Дело в том, что на Верхнекамье большинство деревень жило по родовому укладу. В границах одной деревни встречались представители одной-единственной фамилии, которые, разумеется, были родственниками, но зачастую степень родства между собой уже не помнили. Таковыми, например, являются Южаковы из д.Южаки, Пестриковы из д.Пестриково, Майбуровы из д.Майбурово, Плотниковы из д.Плотниково, Найдановы из д.Найданово, Копчиковы из д.Копчиково, Безгачевы из д.Безгачево и т.д.
Название деревням давалось по родоначальнику династии, который когда-то первым принял крещение в православную веру и с ним новую православную фамилии, передаваемую по наследству.
Но кроме этой, существует еще одна очень известная фамилия - Кайгородов. Несмотря на то, что на кайской земле она не встречалась, стоит отметить, что, наиболее вероятно, что родоначальник этой фамилии, первым принявшим русское подданство и православную веру, а вместе с ней фамилию, считал себя выходцем из Кайгорода. Представитель этой династии некогда тоже основал свою собственную родовую деревню уже на челябинской земле, где и пустил свои корни. Вот что об этом поселении рассказывает Википедия:
"Кайгоро́дово — село в Сосновском районе Челябинской области, входит в состав Алишевского муниципального образования. Находится на правом берегу реки Миасс в 20 км западнее Челябинска. Названо по фамилии первопоселенца. Старинное поселение, известно до 1763 года. В XIX веке — казачий посёлок.".
Возможно, это и есть ответ на вопрос: откуда произошло казачество. Кайгород - это земля зырян, а еще Герхард Миллер указывал, что слово "козак" зырянского происхождения.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Пт янв 02, 2015 1:40 am
skygrad
Давненько мы здесь не встречались. Тему можно поднять. К сожалению, сайт заглох. Вероятно, выходец с Кайгорода основал поселение в Котельничском уезде, и в результате здесь появилась Кайгородская волость, известная по описям 17в. Сами вятчане и кайгородцы казаками не были, но разгром республики привел к тому, что часть их подалась в разбойники, ватажники и казаки.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Пн янв 05, 2015 1:37 am
Пестриков
skygrad писал(а):Давненько мы здесь не встречались. Тему можно поднять. К сожалению, сайт заглох. Вероятно, выходец с Кайгорода основал поселение в Котельничском уезде, и в результате здесь появилась Кайгородская волость, известная по описям 17в. Сами вятчане и кайгородцы казаками не были, но разгром республики привел к тому, что часть их подалась в разбойники, ватажники и казаки.

Я думаю, что были. Кайгородцы, Соликамцы, Пермяки, Вятчане были поделены на сохи. В зависимости от достатка в соху закладывалось от 40 до 250 дворов. Когда возникали волнения от Москвы поступала грамота выделить по 5 человек с сохи ратных людей. Обязанности по содержанию и вооружению ратных людей лежали на них самих и на посадских людях. Ратные люди привлекались также к сопровождению обозов. Вот эти ратные люди и были казаками. Другой регулярной армией Московия не располагала.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Вт май 12, 2015 11:34 am
Пестриков
дядя Женя писал(а):И ещё вопрос Пестрикову:: известно ли Вам, какие кайгородские земли были подарены Каше Мартьянову? В переписи 1595 года Вятского Трифонова монастыря в Слободском уезде есть фамилия Кашин. Наверняка это потомки Каши Мартьянова, поскольку "в 10 верстах ниже г. Котельнича", на территории, отданной Каше Мартьянову по жалованной грамоте в 1551 году Иваном Грозным за казанскую службу, ни Мартьяновы, ни Кашины позднее не проживали. А на территории, отданной его брату Титу Мартьянову по жалованной грамоте в 1551 году Иваном Грозным, близ устья Моломы, фамилия Мартьяновы довольно распространёна.

По поводу фамилии Кашин у меня есть некоторые догадки, которыми хочу поделиться. В народе посадскую часть Кайгорода всегда называли Кашиной горой. Учитывая, что прежнее население Кайгорода было чудским, т.е. финно-угорским, вследствие разницы в транскрипциях звуков, возможно, что происхождение слова "Кайгород" идет от "Кашина гора". Всех жителей окрестных деревень хоронили и отпевали на Кашиной горе, в том числе всех моих предков из окрестной деревни Пестриково, что в 5 километрах от Кая. Точно такая же деревня находилась близ села Волосница выше по течению Камы и называлась Кашина Гора. Причем, в окрестностях этой деревни в девятнадцатом веке фамилия Кашин среди жителей была доминирующей. Точно также доминирующими были фамилии Першин среди жителей Першиной горы, также древнего чудского поселения. У меня из головы не выходит информация, которую передал отец. Однажды, на Кашиной горе в Каю, он раскопал несколько могил в берестяных гробах. Его удивила форма черепов - они были неестесственно вытянуты. Испугавшись, он закопал все обратно. Я долго думал об этих черепах и собирал информацию. Не исключаю того, что название Кашина гора произошло от древней правящей династии выходцев из местного финно-угорского населения, потомки которых получили православную фамилию Кашин. Среди местных племен был обычай вытягивать форму головы у правящей касты, чтобы выделить ее знатное происхождение. Скорее всего, эта династия проживала на территории Кашиной горы, что была близ Волосницы, где и правила много веков. Сюда сходились все важнейшие дороги того времени. Но в 1409 году, если верить сообщениям летописей Казань Тарихы, этот город был выжжен дотла булгарами совместно с вятчанами, а уцелевшее население бежало ниже по течению Камы. Скорее всего, уцелевшие представители правящей касты после 1409 года перебрались на Кашину гору, что в Кайгороде, где и правили еще некоторое время, пока в 1505 году во всех окрестных городках, в том числе Шестакове и Чердыни, не были назначены Москвой первые наместники из русских, уже не финно-угорского происхождения.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Чт май 14, 2015 10:43 am
дядя Женя
Давайте будем реалистами. Фамилии появились не ранее, чем регулярные переписи населения (если считать фамилией повторение из поколения в поколение прозвание от имени-прозвища предка). На Вятке известны первые переписи 1570, 1590, 1595 гг.). То есть, начало "офамиливания" (повторения имени или прозвища деда в совокупности с отчеством) - конец 16 в. Каша Мартьянов получил жалованную грамоту "за казанскую службу" на луг ниже города Котельнича от Ивана Грозного в 1551 году. В тех местах было три населённых пункта, указывающих на имя Каши: починок Лариона Кашина, деревня Кашинская и починок Кашинской. То есть, фамилия у наследников пошла от имени Каши Мартьянова. В то же время Каша Мартьянов, как сподвижник вятского воеводы Бахтеяра Зюзина, и (или) его потомки поселились в Вобловицкой волости, вотчине Трифонова монастыря (фамилия распространена близ Нагорска - это по переписи 1646 г.). К Кашиной горе мог иметь отношение и Каша Мартьянов, поскольку имел статус военачальника, участвовал в разгроме крымских татар близ устья Вятки в 1551 году и сопровождал пленных крымцев в Москву к Ивану Грозному.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Чт май 14, 2015 5:45 pm
skygrad
Насчет времени появления фамилий на Вятке. В грамоте 1540г упомянуты Большие писцы, то есть перепись населения была ранее этого года. В документах 15в упоминаются вятские фамилии, другое дело, что они могли быть не писаные, не закрепленные напостоянно, но фамилии были издреле, в частности, как родоплеменные имена.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Пт май 15, 2015 12:30 am
Пестриков
Обратите внимание, что на Вятско-Удмуртской земле финно-угорское название местности Кай и Кая одно из самых распространенных. Кайгород, Кайские увалы, Кая, Усть-Кая...Кай и Кая по сути одно и то же...Кая обозначает движение вверх, а Кай - летающий зверек...Но слова эти нерусские, а финно-угорские...И как в пятнадцатом веке на финно-угорских языках звучало то, что на русском в наше время звучит как Кай? Звуки, буквы, транскрипция и алфавит у них тогда были другие...Вполне вероятно, что так и звучало - Каш или Каша...

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Вс май 17, 2015 10:26 pm
дядя Женя
Выше в своём посте Вы увязываете название гор с фамилиями: Кашина гора, Першина гора, а сейчас пытаетесь увязать название Кашиной горы с Каем или с Каей. Кстати сказать, у Каши Мартьянова в январе 1551 года Казанская черемиса отняла жалованную грамоту "за Устюгом на Кае реке, тогды, как Каша ехал с Москвы на Вятку с Бахтеяром Зюзиным". Эта река Кая никак не относится к Кайгороду и его окрестностям. Она вытекает из Большого Кайского болота и впадает в Молому. И фамилии вообще-то идут от прозвания-прозвища человека. Вы считаете, что имя-прозвище Каша произошло от названия реки даже не созвучной с именем, а в неком переводе с финно-угорского? О фамилиях в 15 веке говорить некорректно, поскольку прозвание человека - это ещё не фамилия. Фамилии появились в связи с необходимостью фискальных органов контролировать те или иные оброчные статьи, наследуемые от отцов детьми. Даже высокопоставленные люди в документах писались просто вятский воевода Бахтеяр Зюзин. Зюзин, скорее всего, прозвание по отцу Зюзе, а вот дети уже вполне могли быть Бахтеяровы Зюзины, поскольку имели отношение к высокопоставленному человеку и соответствующий статус в обществе.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Пн май 18, 2015 12:28 am
Пестриков
дядя Женя писал(а):Выше в своём посте Вы увязываете название гор с фамилиями: Кашина гора, Першина гора, а сейчас пытаетесь увязать название Кашиной горы с Каем или с Каей. Кстати сказать, у Каши Мартьянова в январе 1551 года Казанская черемиса отняла жалованную грамоту "за Устюгом на Кае реке, тогды, как Каша ехал с Москвы на Вятку с Бахтеяром Зюзиным". Эта река Кая никак не относится к Кайгороду и его окрестностям. Она вытекает из Большого Кайского болота и впадает в Молому. И фамилии вообще-то идут от прозвания-прозвища человека. Вы считаете, что имя-прозвище Каша произошло от названия реки даже не созвучной с именем, а в неком переводе с финно-угорского? О фамилиях в 15 веке говорить некорректно, поскольку прозвание человека - это ещё не фамилия. Фамилии появились в связи с необходимостью фискальных органов контролировать те или иные оброчные статьи, наследуемые от отцов детьми. Даже высокопоставленные люди в документах писались просто вятский воевода Бахтеяр Зюзин. Зюзин, скорее всего, прозвание по отцу Зюзе, а вот дети уже вполне могли быть Бахтеяровы Зюзины, поскольку имели отношение к высокопоставленному человеку и соответствующий статус в обществе.

Легенда о том, что Кашина гора в Каю носит название по Каше Мартьянову хранится в Кайском музее...Однако вряд ли название это с ним связано, т.к. название это не географическое, а народное...Его нет на географических картах, на каждый старожил в Каю знает, что его предки и предки его предков покоятся на Кашиной горе...название передается из уст в уста среди местного населения, которое хоть и говорит на русском языке, но внешность имеет финно-угорскую...

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Пн май 18, 2015 9:18 am
дядя Женя
Я, собственно, задавая вопрос о Каше Мартьянове, и имел ввиду узнать, чем Каша Мартьянов отличился в Кайской стороне, о чём гласит легенда и как связано его имя с Кашиной горой? Может быть, подвиг какой там совершил, похоронен в том месте или что другое? Нет ли в ваших краях Зюзиных или Бахтеяровых, потому как имя вятского воеводы не должно не оставить следа в истории? Были же у него потомки.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Пн май 18, 2015 9:54 am
дядя Женя
А Каша Мартьянов, скорее всего, устюжанин. После развода Вятки на место сосланных в Москву и на окраины государства Российского людей в Котельничскую округу пришли люди с северных земель. Деревня Мартьяновская близ Шабалинского городища на Моломе и была названа по имени Мартьяна, Кашиного и Титова отца. Храм в Гостеве (1615 г.) именован в честь Прокопия Устюжского Чудотворца. Вероятно, в память о разгроме вятчанами в устье Моломы в 1542 году Казанских татар и освобождения пленных устюжан после разорения Устюга. Братья наверняка приняли в этой битве участие, поскольку проходила она близ их родового гнезда. А 9 лет спустя (1551 г.), Тит и Каша Мартьяновы вместе с Бахтеяром Зюзиным успешно разбивают Крымских татар. Каша сопровождает 46 пленных крымцев в Москву к Ивану Грозному и получает от Ивана Грозного жалованные грамоты на себя (на луг ниже Котельнича) и на Тита (Шабуровский остров в устье Моломы). По грамотам и актам Архиерейского дома, по писцовым книгам 17 в. и установлена цепочка наследников этого острова вплоть до перехода всех его долей Котельничскому монастырю. Это история Титова наследства и его потомков, среди которых есть дети Мартьяновых Вершинины. Это говорит о том, что Тит после событий 1551 года участвовал и в других сражениях, в том числе во взятии Казани в 1552 г., вероятно, и в походе на Астраханское ханство, и получил статусное прозвище Вершина (вышестоящий, военачальник). Отсюда пошла фамилия Вершинины. При этом один и тот же человек в разных документах наследования записан то по фамилии от предка - Мартьянов, то по фамилии от прозвища - Вершинин. Это уже средина 17 в. Фамилии на то время ещё не устоялись, часть потомков, связанных с наследством Тита Мартьянова, остались Мартьяновыми, не владевшие наследством (частично) дали ветви Вершининской фамилии. Причём, статусное прозвище предка сыграло им неплохую службу. Марко Вершинин в 1602 г. был среди ходоков (вероятно, проводником) в Москву к патриарху Иову за храмозданной грамотой на строительство Покровской церкви в будущем селе Шалегово (Истобенская сторона), слободские Вершинины имели торговые лавки, а Алёшка Вершинин был городским старостой (если не ошибаюсь в должности). От Матвея Петрова пошла династия слободских (и не только) священнослужителей, которая продолжалась минимум до 1917 г.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Вт май 19, 2015 1:44 am
Пестриков
дядя Женя писал(а):Я, собственно, задавая вопрос о Каше Мартьянове, и имел ввиду узнать, чем Каша Мартьянов отличился в Кайской стороне, о чём гласит легенда и как связано его имя с Кашиной горой? Может быть, подвиг какой там совершил, похоронен в том месте или что другое? Нет ли в ваших краях Зюзиных или Бахтеяровых, потому как имя вятского воеводы не должно не оставить следа в истории? Были же у него потомки.

По легенде Кашу Мартьянова ограбили на кайской Кашиной горе...Грабеж почему-то приписан черемисам.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Ср май 20, 2015 12:55 pm
дядя Женя
Эта легенда ошибочна. Смотрите Грамоты и акты Архиерейского дома, Труды ВУАК, год, кажется, 1908. Там опубликованы грамоты под №№ 1 и 2. Первая - жалованная грамота на Шабуров остров - Титу Мартьянову, вторая - жалованная грамота на луг ниже г. Котельнича - Каше Мартьянову. В ней, в частности, есть приписка: " А наперёд того сего ж году в генваре была дана Каше на тот луг моя, царя и великого князя, грамота жалованная такова ж, и ту деи у него грамоту взяли Казанская Черемиса за Устюгом на Кае реке, тогды, как Каша ехал с Москвы на Вятку з Бахтеяром Зюзиным. И дана грамота на Москве лета 7059 июля 29".
Путь из Москвы на Вятку не мог проходить через Кайгород и окрестности, поскольку это северо-восток Вятской земли, а Устюг на северо-западе от Вятки (Хлынова).

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Чт май 21, 2015 1:07 am
Пестриков
До принятия христианства столица Сибири называлась Кашлык. В зырянском языке Кашлык - диал. крутой склон холма. Не связаны ли между собой эти два термина - Кашлык и Кашина гора?

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Сб май 23, 2015 6:17 pm
skygrad
Еще раз встряну в вашу ученую беседу. Путь из москвы на вятку в середине 16в мог проходить через Кай обходным путем, минуя Молому, подвергавшуюся нападениям казанцев, а временами и наверняка, контролировашими устье моломы. С этим я связываю перенос города Вятки на место Хлынова гдето в нач 16 века. На верхней Каме была Зюздинская волость, наверняка связано с Зюзиным. Вообще, кайские места играли тогда важную роль, в виду оттока населения со средней Вятки, наверно. Причины разные, подальше от властей. А фамилии часто появлялись от места происхождения ее носителя.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Вс май 24, 2015 1:15 am
Пестриков
skygrad писал(а): Вообще, кайские места играли тогда важную роль, в виду оттока населения со средней Вятки, наверно. Причины разные, подальше от властей. А фамилии часто появлялись от места происхождения ее носителя.

Думаю, что причина оттока - та, что была озвучена в 18 веке доктором медицины Лепехиным - переизбыток населения на Вятке. Еще в начале двадцатого века численность населения в Вятской губернии в 3,5 раза превышала нынешнюю. В 18 веке, как заметил Лепехин, плотность населения на Вятке была запредельной, в частности, в сравнении с Оренбургской провинцией. Лепехин не понимал, как Вятская земля могла прокормить все свое население и был уверен в необходимости принудительного расселения Вятки. Также, в 18 веке была озвучена причина, по которой тракт пошел в обход Кайгорода - кайгородцы перестали его мостить и следить за ним, по-видимому, в Кайгороде упала численность населения...Но до этого времени основное бремя содержания Сибирского тракта лежало на кайгородцах. Лепехин также обратил внимание на отличительную особенность деревень вблизи Кайгорода: этим деревням не так страшны были большие пожары, т.к. деревни строились по родовому принципу - в одной деревне один род, где на земле и старый, и малый занят по возможностям, где нет высокой плотности построек, а земли роду хватает и на то, чтобы пахать, и на то, чтобы рубить лес, строить бобровые затоны и рыбные курьи.
PS.Родиной казачества считаю не Вятку и не Кайгород, а другую Кашину гору, что в устье реки Волосницы. Именно отсюда и казаки, и ушкуйники совершали свои набеги как по Вятке, так и по Каме. Именно отсюда должен был начаться путь Ермака в Сибирь. Почему? Потому что организатором этого похода был Никита Григорьевич Строганов. Никита купил два участка земли под строительство пристаней в Кайгородском уезде - один в самом Кайгороде, а другой на Волоснице. Но участок в Кайгороде Никитой не был освоен, а на Волоснице Никита поставил амбары. Именно оттуда и должен был начать свой поход Ермак. Именно это место Никита Строганов считал сверхприбыльным и архиважным в торговле с Сибирскими и Архангельскими землями.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Чт май 28, 2015 11:59 pm
дядя Женя
Каша Мартьянов ехал с Бахтеяром Зюзиным (как следует из жалованной грамоты) через Устюг возле большого Кайского болота, Кая реки, где у него и отняли грамоту (Подосиновский район). Это было в 1551 году, и татарам было не до походов по северу Вятской земли, они ожидали нападения Ивана Грозного на Казань. Оттого крымские татары "пометав жён своих" кинулись из Казани в бега. Финал этого бегства известен. Потому вряд ли Каша ехал каким-то окружным путём, если его родовое гнездо возле Котельнича.

Re: Вятка - родина казачества

СообщениеДобавлено: Пт май 29, 2015 2:08 am
Пестриков
дядя Женя писал(а):Каша Мартьянов ехал с Бахтеяром Зюзиным (как следует из жалованной грамоты) через Устюг возле большого Кайского болота, Кая реки, где у него и отняли грамоту (Подосиновский район). Это было в 1551 году, и татарам было не до походов по северу Вятской земли, они ожидали нападения Ивана Грозного на Казань. Оттого крымские татары "пометав жён своих" кинулись из Казани в бега. Финал этого бегства известен. Потому вряд ли Каша ехал каким-то окружным путём, если его родовое гнездо возле Котельнича.

Дядя Женя, Вы думаете, что у Казани не было других врагов помимо Ивана Грозного? Вам известны обстоятельства, при которых совсем незадолго до взятия Казани был сожжен город Болгар и кто был инициатором этого сожжения?