Alex » Чт дек 04, 2008 5:06 pm
Эти данные уже были в теме, но в пересказе. Вот оригинальный текст Спицына:
Курган «Чёртово Городище» в 6 вер. от Слободского у с. Спасо-Подчуршинского, на берегу Вятки. Курган находится среди поля и имеет вид холма, сажен 300 в основании и сажен 13 высоты. С одной стороны городище заросло еловым и пихтовым лесом, а с двух других окружено оврагом с насыпанными на поверхности их (?) небольшими валами; в 100 саж. к западу находится озеро, с юга протекает река Вятка.
С одной стороны в полугоре находится яма, где будто бы засыпаны железные двери, запертые огромным замком, ключи от которого лежат будто бы в озере. С курганом связано редкое в нашем краю поэтическое сказание об Опохе и его 12 братьях богатырях (см. Вят. Вед. 1861 г. №1) 22, причём передаётся также про богатыря Никулицу, жившего неподалёку (в Никулицыне?) Самое городище насыпано будто бы этими богатырями, а озеро образовалось на месте, где они брали землю. Богатыри, занимаясь разбоем, жили внутри кургана. На площадке кургана находится часовня, построенная более 30 лет тому назад каким-то вятским купцом. Крестьяне боятся ходить по городищу, считая его заколдованным; кто пойдёт мимо, уверяют они, непременно услышит вой Никулицыной дочери. Вят. Вед. 1861, 1.
Городище покрыто лесом. Среди городища яма, почти засыпавшаяся, а в полугоре другая, где будто бы был колодец. С востока и юга заметен уступ, как бы для обхода или защиты места.
12-го июня к часовне стекается народ. Вят. Вед. 1838, 25. 23
Холм огранён со всех сторон как бы ступенями. По рассказам, курган рыли несколько раз; пробовал де, между прочим, рыть один воевода, да когда работы дошли до железных дверей, оттуда вылетел огонь, дым, послышался треск, выбежали мыши; рабочие разбежались, а когда воротились, не осталось и следов раскопки. Верхняя площадь 18 саж. ширины и 64 длины. Во время своих раскопок в 1865 г. Лерх нашёл в кургане до 15 полуистлевших скелетов в разрушившихся гробах, или колодах, черепа различных народностей, шлаки (следы кузницы), костяное кольцо и обломки железа. Вят. Вед. 1865, 48 и 54–58 «3амет. о древностях». Отчёт. Комит. 1873 г. стр. 29. 24
Лет 50 тому назад были видны железные двери. Курган оседает, так как высота его раньше была до 20 саж., а теперь 15. На кургане жили 7 богатырей, которые исчезли, когда в церквах стали проклинать злых людей. Часовня поставлена в память избавления от этих богатырей. К часовне посылают пробежаться в гору ребятишек, чтобы скорее росли. Сообщено.
Примерная высота горы 10 саж, поверхность её в длину 10 саж., а в поперечнике 5 саж. В полугоре небольшой провал, где, по сказанию старожилов, был колодец. С восточной и южной стороны приметен уступ, как бы для обхода или удобнейшей защиты места. 12 июня и в неделю всех святых к часовне стекается народ из разных мест, и особенно вотяки, для отправления панихид. Куроптев, «Слобод. уезд», 1881 г., стр. 8. 25
По сообщению моего брата, курган по внешнему виду походит на кепи без козырька, т.е. центр его верхней площади не совпадает с центром нижней, вследствие чего северо-западная сторона кургана так крута, что надо бывает цепляться за кусты, чтобы выбраться кверху (здесь идёт тропинка, по которой проносят иконы в часовню), а противоположная – так отлога, что на ней даже пашут. Высота кургана между 15–17 саж., а раньше, по рассказу дедов, курган был более 30 саж. вышиною. Около центра верхней площадки, немного в сторону отлогости, стоит деревянная часовня, построенная недавно, но по старому образцу. Раскопки на памяти крестьян были лет 15-ть тому назад (тогда был Лерх) и 4 года тому назад; в последний раз, как и в первый, были выкопаны кости. Во время последней раскопки по кургану, как передают крестьяне, ходил золоторогий баран и поедал целиком ёлки; крестьяне, чтобы не лишиться клада, не сказали копавшим, что в одном месте кургана находятся железные двери. Один местный житель передавал моему брату, что курган наносили три богатыря: мерек, шах и кладовой (мерек – злой дух, бес; шах из выражения: пойди к шаху! кладовой – хранитель клада, существо тоже страшное). Сами они жили наверху кургана, а внутри были кладовые для денег, которые они носили туда через железную дверь. Эти богатыри воевали с черемисами, перебрасывались с чепецкими богатырями палицами, а эти затем бросали их в Слободской и Никулицыно. Как богатыри исчезли – не известно. В кургане есть клад ими оставленный, но на него наложен де страшный завет. Крестьяне боятся всходить на верх кургана и ходят туда только во время крестного хода в часовню, ибо в тот день нечистая сила смиряется. Прошлым летом брат мой, осматривая курган, вследствие суеверного отношения здешних жителей, попал в курьёзное положение. Была пора рабочая, но крестьяне следили с подошвы кургана, что делает брат наверху. Когда он взошёл на площадку, бродившие бараны по кургану, по какому-то недоразумению, обступили его и заблеяли. От этого невинного обстоятельства произошло то, что, когда брат сошёл вниз, крестьяне стали сторониться от него с дороги и очень внимательно вглядывались в него, говоря: «Вот он! Он пришёл, а бараны-то и заблеели». Брат начал заговаривать, – молчат, но свободно дают дорогу. Выпить воды дали ему только в следующей деревне.
Спицын А.А. Каталог древностей Вятского края // Календарь Вятской губернии на 1882 год. – Вятка, 1881. – С. 33-35.