Д. К. Зеленин. «К вопросу о русалках». (pdf)
http://old.eu.spb.ru/ethno/admis/READING/zelenin3.pdfВ 3 главе есть о вятских празднованиях на Семик.
Вот некоторые отрывки:
«12 июня и в неделю всех святых к часовне стекается народ из разных мест, особенно новокрещенные вотяки, для отправления панихид – не по своим умершим родственникам, а, как выражаются они, по заложенным. (Вят. губ. вед.1838г.№49, приб. № 25). При устройстве на горе в 1910г. водоема тут было найдено много костяков, похороненных лицом к востоку без крестов и украшений; некоторые без конечностей.
В Слободском поминовение усопших совершается в Семик на площади около мужского м-ря, где служат «вселенскую панихиду». Здесь же в этот же день происходят ярмарки, на которых продают детские игрушки, свистки, куклы и статуэтки, при этом слышится неумолкаемый свист. Аналогичное происходит в этот день в Котельниче. Но здесь панихида совершается над ямой, в которой якобы захоронены воины павшие в битве с новгородцами. После этого крестьяне бросают друг в друга печеными яйцами, а дети – глиняными шарами, а также свистят в дудки и стрелляют из пищалей. Продаются различные свистульки, волынки и глиняные игрушки. В Г. Вятке тот же праздник известен под именем «свистуньи» или «свистопляски», но совершается он несколько раньше Семика, в 4 неделю после Пасхи. По преданию праздник связывают с битвой в которой пало много устюжских воинов, здесь устраивались кулачные бои.
Истоки традиции поминовения «заложенных» (умерших и погребенных без существующих обычаев, убитых), существовавшей в Устюге и в Вятке автор видит в следующем. По сообщению сер. 17в. в Москве в четверг по Пятидесятнице все жители «отправляются за город с царем и царицей и патриархом для раздачи милостыни и совершения служб и поминок по всем умершим (самоубийцам), утонувшим, убитым и пришлецам (безвестно погибшим) с полной радостию и весельем, при этом, все торговцы города и рынков преносят свою торговлю за город». В этот день происходило общее погребение всех умерших за год «заложенных» (умерших не своей смертью, и от того считавшихся опасными). До того их без обряда складывали в особые ямы.
Русский народ избегает захоронения заложных покойников в земле.
Закапывание таких покойников в землю ведет за собою, по народному
мнению, неблагоприятные для произрастания хлебов климатические яв-
ления. А так как церковь, равно как и христиански настроенные род-
ные заложных покойников хоронили этих последних, по общему прави-
лу, в земле, то трупы погребенных в земле заложных покойников неред-
ко потом выгребались из земли. Это народное суеверие вызывало про-
тесты со стороны пастырей церкви. Два таких древних церковных про-
теста-поучения сохранились до нас. Русский проповедник XIII века владимирский епископ Серапион (1274г.) в своем «Слове о маловерии» восстает против следующего
народного суеверия своего времени: современники Серапиона выгребали
из земли похороненных удавленников и утопленников, желая через это
избавиться от каких-то народных бедствий...".
http://www.vyatkavpredaniyah.ru/История Вятского края в преданиях, легендах и песнях:
1135. У нас они только не лешие называются, а чучки. Так вот один жил у Воробьевых, а другой у Хариных. Там у нас слуда. Её вот раскапывали. Что только старинное не находили?! Чучки один топор держали и от Воробьевых через Лазуково к Хариным на слуду топор бросали. И потом по этим словам, по этим сказкам раскопы-то два раза делали. А какие уздечки хорошие находили! Из глины всякую посуду находили много.
1136. Наше место здесь очень богато историями о кладах. Много кладов здесь было найдено, много ещё в земле лежат, ждут своих счастливцев, только редко кому найти удаётся. У нас здесь просто много разбойников проходило, а до них чудь жила. Вот от них клады и остались. Вот у нас есть Карцеве городище рядом с деревней Нос-ково. Дак там был найден носковский клад с деньгами, а ещё слитки продолговатых серебряных монет. А на большом Носковском городище нашли орудия труда всякие: мотыги, косы, серпы, украшения, оружие (сабли боевые). Это рядом с деревней Безручата.