http://6.wap-funs.ru/showthread.php?t=12002&page=2 - Отрывки с форума:
…Археология ХЛЫНОВА. Коли к археологии все обращаются, но никто не знает, поясню. В кремле был раскоп Л. П. Гуссаковского 1956-1957 гг. площадью примерно 180 кв. м. Потом Макаров (который Л. Д.) копал в 1990 (площадь 81 кв. м., то есть 9x9), но попал на туалет. Дак вот, Макаров из своего раскопа толком ничего не смог выявить и в основном Гуссаковского объезжал, который, в свою очередь не смог нормально опубликовать свою работу. К счастью, коллекция, раскопанная Гуссаковским в кремле, сохранилась, и находится в нашем музее. Я работал над ней, в частности над кожаной обувью. К сожалению, не дописал, так сложились обстоятельства. Но могу сказать, что в раскопе Гуссаковского (на который так бешено ссылаются Макаров и Епархия) выявил:1. Обувка, находящаяся в самом нижнем, 1 из семи ярусов напластования мостовых, никак не может датироваться временем ранее конца XIV века (по аналогии с обувью Москвы, Новгорода, Твери, Смоленска, Рязани(новой) и др. городов).2. До этих мостовых культурный (то есть где люди жили) слой имеет совершенно незначительную мощность, находки русские единичны, до этого здесь обитало автохтонное, скорее всего древнеудмуртское население (но не факт).3. Фрагменты обуви, выявленные в самом нижнем ярусе, имели вполне стандартизированную форму, что говорит о наличии профессиональных сапожников (кожевенников).Вывод: до появления русских колонистов в городе русских не было, когда они появились, сразу стали строить именно город. Здесь есть совпадение с данными Повести. Стало быть, 1374 год вернее.ЗЫ: Но кремль весь не раскопан, а что касается Александровского сада, там Гуссаковским найдено несколько фрагментов керамики, которые очень сложно поддаются датировке*...
…Не то, чтобы лгуны. Скорее всего, они просто боялись говорить правду. Жена, т.е. вдова Эммаусского признает, что на ученого было оказано давление "сверху", в связи с чем он несколько раз менял версии. Также нужно учитывать тот факт, что археология до 1917 г. и археология сейчас - это две разные науки. Посмотрите, какие современные методы используются сейчас и что было тогда.Ну а рукописи, как известно, не горят...
"Кировская правда" 28 ноября08 г.Статья называется "Светозарево: Вятка непознанная". Автор - А. Аристов. Выдержки:"Из всего, что может рассказать директор областного Удмуртского национального культурного центра А.Г. Кайсина, .....деревня Светозарево очень молода, она основана переселенцами из села Круглово в 1927 г. Впервые же это село упоминается под именем погоста Круглого в составе Каринского стана Хлыновского уезда в переписи населения 1615 года. По преданию, Круглово, по-удмуртски - Чола, основано(!) удмуртами племени ватка - беженцами из Хлынова (Кылно), завоеванного новгородскими ушкуйниками, теми самыми, что "Вятку пограбиша" в 1374 году(!)....Но что мы знаем о древнейшем Кылно? А.Г. Кайсина показывает словами крепостной вал, частокол (не кремль), избы жителей, святилище Бадзым-Куала...конечно, далеко не безмятежной была жизнь местного населения. Какие пришельцы приходили сюда с огнем и мечом, а какие - с миром и торговыми караванами...Письменные источники если и есть, то не удмуртские, и всеьма отрывочные. Но бытует множество преданий...беженцы шли в сторону Глазова. ...остановились в окрестностях нынешнего села Карино..."**
На основании Списка и других документов того времени, в которых Вятка упоминается как город, главный историограф г. Кирова А.В. Эммаусский (81, 82) сделал вывод, что Хлынов первоначально назывался Вяткой. Но в этом умозаключении содержится нарушение логики: из того, что Хлынов был в 1781 г. переименован Екатериной II в Вятку, вовсе не следует, что древняя Вятка находилась именно на месте Хлынова. Это было бы логично, если б Екатерина или ее министры что-нибудь знали о местонахождении древней Вятки. Но в таком случае, безусловно, остались бы какие-то документальные свидетельства, но их нет. Это переименование стало злой шуткой для будущих историков, у которых и мысли не возникало, что древний город Вятка мог быть в каком-то другом месте, как не в Кирове, который назывался Вяткой. Логическая связь между двумя городами только одна: оба названы по реке и одноименному краю, именно это название было определяющим, и главный город должен был получить это имя, чтобы быть узнаваемым за пределами края. Что же касается местоположения древней Вятки, то оно могло быть и на месте Хлынова, и на месте Никульчинского городища, и в любом другом месте Вятской земли. В пользу Никульчинского городища говорит хронологическое совпадение: город на месте этого городища захирел, по данным археологов, в конце XV века; именно с этого времени в летописях и документах перестает упоминаться город Вятка, а появляются Хлынов и менее значимые Орлов и Котельнич. Название городища условное, оно названо так по близлежащему селу. Древний город называться христианским именем не мог, поскольку, по археологическим данным, появился задолго до христианизации края. Очевидно, что какое-то имя у города, который стал известен потомкам как Никульчинское городище, было. Нельзя исключить, судя по масштабам городища, что он и назывался Вяткой.***
http://hronos.km.ru/statii/2006/vyatka_uhov.html Мои комментарии:
* Поясню, что Хлыновский кремль (Малый город по описям 17в. площадью 4га) стоял возле оврага Засора. В 700м ниже его по течению реки у Раздерихинского оврага (на месте Александровского сада) существовало древнее «Вятское городище» 9-15в. Находки там разнообразные, но практически отсутсвуют оружие и предметы христианского культа. Всего этого в достатке на др. Вятских городищах (Никульчино, Чуршина, Ковровское и Шабалинское). Поэтому можно сказать, что на "Вятском городище" было село с преобладанием языческого населения. Прямой преемственности между ним и Хлыновым нет: разные культуры, разные местоположения. Обратим внимание, что датировка вещей в районе Хлыновского кремля не ранее конца 14в. Такая натяжка явно сделана для привязки к сообщению о появлении на Вятке ушкуйников. На деле надежных древностей 15в. (и 16в.) до сих пор здесь не обнаружено. Отсюда молчание официальных историков, не спешащих писать труды по истории средневековой Вятки.
http://www.vstrana.ru/index.php?option= ... =54&gid=11 В «Фотогалерее» в разделе «Археология» иллюстрации из книги Л. Макарова:
Каталог вещей найденных на территории Хлынова.
Почуршинское городище, реконструкция вида по Л. Макарову.
Вооружение вятчан (совершенно нет находок с Хлынова)
Предметы христ. культа - крестики, энколпионы (кресты знати, рыцарей, казацкой старшины, - нет находок с терр. Кирова), схемы и др.
Т. к. владельцы сайта
www.vstrana.ru по какой-то причине постоянно изменяют гиперссылки, приношу свои извинения за неудобства.
** Удмурты зовут Хлынов – Кылно (язык), но это может быть позднейшая замена забытого названия. Ремарка в ПСВ, что город Хлынов сначала хотели строить на "Кикиморской горе" может означать, что по-финноугорски древнее поселение в районе центра Кирова называлось Кук-Мор (Гора Мора?). Такое название встречается на юге от Вятки. (В Новгородских берестяных грамотах есть имя Гугмор, - то ли финское то ли норманнское). Не исключено, что какое-то население на нем еще было в момент закладки Хлынова в начале 16в. Поэтому новый город поставили немного в стороне. Кто изгнал предков удмуртов отсюда, сказать пока трудно, как и то, - жили ли они там.
*** В документе 16в. упомянута пожня (лужок) «напротив Микулицына», по местоположению совпадающая с местность напротив с. Никульчино. Кроме того, город Микулицын назван в ПСВ, как бывший чудской городок. Так что он никак не мог носить имя Вятка. Происхождение названия может быть связано с имевшейся здесь в прошлом церковью св. Николая (Миколы). Судя по документам 16-17в., церкви на Вятке в тот период частенько меняли названия.
Из интервью Л.Д. Макарова "Вятскому краю" (15 февраля 2007 г.)
http://www.vk-smi.ru/2007/2007_04/vk_07_4_02_05.htm - В "Повести о стране Вятской" говорится: пришли русские и с помощью святых Бориса и Глеба взяли Болванский городок. Насколько она правдива в этой части?
- Гуссаковский нашел три ямы, перекрытые потом русскими жилищами. Средневековый слой дал находки X - XII веков, которые подтвердили, что здесь жили древние чудь (очевидно, коми) и удмурты, которых русские прогнали и заложили свой город. Все совпало.
Что касается находок - есть и более ранние, VII - VIII веков, но есть находки и каменного, и бронзового, и железного веков - то есть на этом месте люди поселились давно.
-А какие русские предметы нашли?
- Гуссаковский выкопал настоящую "конфетку" - громадное, по меркам археологов, количество вооружения. Стрелы, копья, топоры, обломок меча, конская сбруя - стремена, удила, а еще обрывки кольчуги... Количество оружия превышало все найденное в других раскопах. Явно здесь был какой-то мощный оборонительный пост. В 1979 году я начал копать Ковровское городище близ Котельнича, на котором сто лет назад работал Александр Андреевич Спицын, позднее по заданию Гуссаковского там копала Ирина Игоревна Стефанова. Она исследовала маленькую часть на мысу. А мне удалось обнаружить следы крепостных срубов, нижняя часть которых использовалась под жилье и хозяйственные помещения. В одном было даже подполье, куда упала глинобитная печь. Это была жилая постройка. В другом мы нашли остатки кузницы.
- Есть ли перспективы раскопок Хлынова?
- Л.Д. Макаров: - Кремлевская территория, известная по иконе Трифона Вятского, застроена основательно, хотя и здесь есть нетронутые участки. Надо добиться вскрытия территории, которую занимал посад Хлынова.