Пора поднять старую тему. Тем более, началось лето, пора путешествий. Для начала вот это:
Народное предание о городище в селе Спасо-Подчуршинском
(Государственный архив Кировской области Ф.574, оп.8, д.21)
«Еще в то время, когда на Руси не было царей и князей, когда она управлялась свои-
ми родоначальниками, в Вятскую землю пришли «из-под заката» 12 богатырей вместе со
старшим братом своим Онохой и построили городище, а на нем большой дворец.
Землю для этого городища богатыри таскали своими колпаками, так что каждый бо-
гатырь должен был принести земли для основания городища двенадцать корлпаков с того
именно места, где ныне находится озеро.
Богатыри жили сначала спокойно, мирно. Никто их не тревожил и сами они только
«побарывались в схватку». Мало-помалу им эта однообразная жизнь надоела, и вот они
вздумали заниматься охотой и войною и, как водится, всегда оставались победителями,
потому что они «легонько» поднимали сорокапудовые гири и бросали их за 15 верст. Они
вели также сильную торговлю разными зверями, с которыми отправлялись к северу на
своих «быстроногих конях». От продажи своего товара они сделались «великими богача-
ми».
Всех сильнее из богатырей был Оноха, благодаря силе которого они никого не боя-
лись, одного Никулицу немного побаивались, но Оноха и с
ним умело иногда справлялся.
Однажды богатыри, осердясь из-за чего-то на Никулицу, вздумали кидать в его дво-
рец гирями. Никулица, спавши крепким сном, вдруг пробудился и узнавши, что это бро-
сают его соседи-богатыри, объявил им войну, которая велась с его стороны семью молод-
цами.
Три года они воевали, а успеха ни с той, ни с другой стороны у них не было.
Оноха и его братья первые вздумали с Никулицей мириться. Оноха сам подъехал к
Никулице с 12 хлебами и «братынею» золота. Мир богатыри заключили трехнедельным
пированием, а на последний час Никулица согласился на их мирное предложение и гово-
рит Онохе и его братьям-богатырям:
- Чем вас, храбрые молодцы, благодарствовати?-
- Дай нам,- говорит Оноха,- княжескую дочь свою.-
- Дам я вам дочь свою, только достаньте мне «с закату» самоцветных камней, чтобы
днем и ночью было у меня во дворце светло.
- Клянемся нашими отцами,- говорят богатыри,- будет по-твоему.
В обеспечение своей клятвы Оноха остался заложником в городище у Никулицы, а
богатыри должны были в ту же ночь привезти к «двенадцатым петухам» «с закату» само-
цветных камней, в противном случае Оноха будет повешен и вороны его расклюют, а бо-
гатыри окаменеют на том самом месте, где они будут в «двенадцатые петухи».
К «шестым петухам» богатыри приехали к «закату», набрали самоцветных камней и
путились на своих «быстролетных» конях домой. К несчастью, богатыри в «двенадцатые
петухи» достигли только ямы, из которой они ранее таскали глину колпаками, а потому
они окаменели, и на том месте образовалось озеро, которое их тот час же покрыло.
Услышав о несчастье своих братьев – богатырей, Оноха весьма опечалился, начал
выдумывать хитрость – как бы украсть Никулицыну дочь и убежать бы с ней в свое горо-
дище.
В одну ночь Оноха закричал Никулице, что во дворце его пожар, и в сумятице взял
его дочь и убежал. Никулица тотчас же пустился со своими молодцами в погоню и при-
скакал прямо к Онохину городищу.
Меж тем Оноха, приехав в свое городище, запер двери тяжелым замком, а ключи
бросил в озеро, «чтобы после никто не мог прийти к нему».
Никулица не стал долго раздумывать, он прыгнул на своих быстролетных конях че-
рез городище и тотчас же Оноху сожег и кости его закопал посреди городища в землю,
сказав:
- Кто твои кости найдет, тот узнает, где хранятся самоцветные камни.
Дочь его потерялась где-то тут же в городище».
В оригинале, вероятно, записанном в конце XVIII – начале XIX вв. далее сообщается:
«Об этом баснословном богатыре Онохе народная фантазия сложила песню, которую
знает наизусть каждый крестьянский мальчик, каждая девочка, и зачастую её поют.
Вот эта песня:
Уж долго больно время ушло –
Ровно двадцать зорей!
А все Оноха, храбёр богатырь,
Во залоге сидит.
Он сидит и глядит,
Всё тоскует, горюет,
Не себя ему жаль,
А жаль братовей своих.
Их схватило злое озеро
За невесту его королевишну,
А и та королевишна мертва в городище сидит.
Уж не в первую зорю
Оноху собираются давить,
Что давити, душити, вешати
По одну зорю по утренню,
Что по утренню, по двенадцатью
Повели Оноху бити, вешати.
Привели его на круту гору, на городище,
Посадили Оноху на железный кол…
Задушили его до смерти,
Собирали его косточки,
Зарывали во сырой земле.
Еще было понаслышку…
Как девка ягодки брала,
Обернулась девка – испугалася.
Тут стоял храбёр воин, воеводович,
Что воеводович весь во красном сукне,
А на главе злата шапочка,
А на груди у него остра сабелька».
На вершине городище
Царей и князей на Руси не было, по крайней мере, до 9в. Это замечание относит повествование к середине 1 тыс. н. э., - времени Великого переселения народов... Есть основания связать появление богатырей на Вятке с прибытием в Прикамье на рубеже 4-5в. известного по археологии гото-гунно-сарматского военного формирования, о котором и будет речь.