Ольга Ивановна » Сб сен 03, 2005 8:55 pm
Журналистка Самарской православной газеты «Благовест» Ольга Ларькина в нынешнем году стала участницей Великорецкого крестного хода, прошла с Божией помощью весь путь туда и обратно. В пути ей удалось взять интервью у предстоятеля крестного хода игумена Тихона (Меркушева).
– Как получилось, что в начале 90-х годов возродился Крестный ход? Кому Господь положил на сердце эту идею?
– Никто из тех людей, которые стояли в начале возобновления этой традиции, совсем и не думал, что будут возрождать Великорецкий крестный ход. Просто священники на правах простых паломников, трудников, принимали в нем участие.
– То есть это было стихийное движение?
– На Вятке о древней традиции крестного хода знают все. И естественно, каждый верующий человек, почитая Святителя Николая, желает принять участие в крестном ходе. Поэтому даже не в 90-х годах – где-то с 1989 года, после празднования 1000-летия Крещения Руси, мы стали ходить крестным ходом вместе с народом. Сначала мы даже не брали с собой облачения, надевали подрясник, наперсный крест и шли простыми паломниками. Но во время крестного хода читают акафист, и поскольку лучше и благообразнее эти службы совершать по чину Церкви, пришла идея совершать молебны. И священники вышли к вятскому владыке Хрисанфу с прошением о его Архиерейском благословении. Чтобы канонически совершать молебны, и был бы назначен предстоятель крестного хода – священник, возглавляющий этот крестный ход.
Основы и устав крестного хода заложил клирик нашей епархии иеромонах Матфей (Кочуров). В то время он был еще протоиереем Геннадием. Он сильно заболел, но Господь исцелил его от рака, и сейчас отец Матфей продолжает пастырское служение на приходе села Белая Фаленского района. После болезни он несколько раз принимал участие в крестном ходе. Но последнее время, видимо, не дерзает участвовать. Традиции крестного хода сложились благодаря тому, что он правильно канонически его оформил, заложил основные принципы.
– А в чем особенность устава? Я впервые слышу о том, что у крестного хода есть устав!
– Во-первых, на каждый крестный ход распоряжением или указом Правящего Архиерея благословляются священники, которые отвечают за проведение или встречу крестного хода, совершение Богослужения на реке Великой. Не произвольное моление, где и как вздумается, а четко разработанное молитвенное шествие. На протяжении крестного хода служатся молебны Святителю Николаю – простые и с акафистом. Еще одна особенность отличает наш крестный ход от других: у нас не поощряется народное пение.
Батюшка Геннадий вообще был против неканонических песнопений. В крестном ходе разрешалось исполнять только те песнопения, которые могут звучать в церкви.
– Ну а на привале?
– На привале раньше вообще никто не пел. Потому что привал – это место отдыха. Всему свое время. Крестный ход – это время молитвы, привал – время отдыха. Люди должны отдохнуть. Если же кто-то начнет петь, привлекая и других, то могут люди смутиться: я вот кушаю или пошел за водичкой, а люди вот какие высокодуховные – совершают песнопение... Петь во время крестного хода имеют право только учиненные певцы. У нас есть старший регент, который создает такие хоры, назначает старшего в группе, заботится и о размещении певчих на привалах и на ночлег, об их питании. И отвечает за то, чтобы они ни в чем не нуждались, как-то скрасить их быт суровый. Потому что они очень много трудятся. Ведь только представьте: идти в течение полутора или более часов и непрестанно петь! И без того тяжело нести рюкзак, выбирать дорогу, чтобы не упасть в грязь, перелезть через дерево – и при этом нужно еще петь! Это очень большой труд. У нас насчитывается до пяти-шести хоров.
– Все-таки в чем сила Великорецкого крестного хода?
– Раньше считалось – не знаю, как сейчас, потому что сейчас много крестных ходов, – что это один из самых торжественных, многолюдных и многотрудных крестных ходов. Конечно, с одной стороны, нам бы хотелось этим даже немножко потщеславиться, что, мол, вот мы какие, вятские, какой у нас крестный ход, – но мы говорим это с оговоркой, потому что та информация, которая у нас есть о крестных ходах в других епархиях, может быть неполной. Ну и сила в том, что это один из старейших крестных ходов на Руси, что совершается непрестанная молитва угоднику Божию Николаю, которого так почитают и так любят на Руси…
– …И который так отзывчив на наши молитвы…
– … Вот эти особенности так выделяют Великорецкий крестный ход из множества других. Каждый год наш крестный ход собирает все больше и больше друзей из других епархий. И для них, и для вятских людей крестный ход – это, прежде всего, духовная радость. И, по отзывам старых людей, которые ходили еще в 60-е годы, в период гонений, я знаю, что для них было великой радостью пройти этот крестный путь за иконой Николая Чудотворца к месту явления святой иконы и здесь насладиться отдыхом, покоем, умиротворением.
И чем еще украшается Великорецкий крестный ход – тем, что мы созерцаем Божий мир, красоту нашего края, нашей земли. Мы погружаемся в атмосферу чистоты, благозвучия птиц, вдыхаем ароматы полей, лесов. Мы, жители городов, всего этого лишены… И для нас участие в крестном ходе во всех отношениях дело нужное, полезное и спасительное. Это и духовный отдых, и молитва, и труд одновременно, и встреча со старыми и новыми друзьями.
Крестный ход воспитывает юношество. Вот есть у нас священники известные – сейчас я на них смотрю и вспоминаю время, когда они еще воспитанниками духовного училища или просто мирянами принимали участие в крестном ходе. И закваска, которую они получали в крестном ходе, побуждала их к более ревностному служению Церкви и Богу, и они принимали священный сан.
– Диву даешься, сколько в крестном ходе детей!
– Родители стараются приобщать детишек, и дети идут с желанием. Вот в этом крестном ходе в селе Монастырском ко мне обратились две молоденькие воспитательницы детского дома. Попросили благословения пойти в крестном ходе с 23 детишками-сиротами. В Великорецком мы с ними встретились, и когда я спросил этих детей: «Ну, как вам – интересно ли, не трудно? Может, вы устали?» – они ответили: «Нет, мы пойдем и дальше, нам здесь очень нравится». И мне подумалось, что, видимо, эти дети в своем интернате так мало получают духовного, светлого, и даже ознакомление с родной землей, соприкосновение с природой так отрадно действует на их души, что они готовы терпеть и трудности пути, и, может быть, холодные ночи. Мы шли под дождем, и они промокли, измозолились, но с терпением все это преодолевали ради той духовной чистоты, которую они видели и к которой сами прикоснулись. Конечно, такие случаи и нас преисполняют чувством долга, ведь как священники мы имеем определенный долг перед Богом и людьми. Священники идут бок о бок, и крестный ход нас объединяет. Такое молитвенное общение нас укрепляет в служении пастырском.
– На лесной дороге нам встретился крест с надписью «Великорецкий крестный ход». Давно ли и с какой целью он установлен?
– Да, года четыре назад мы специально выезжали по осени, установили три металлических креста в местах возможных ошибок, отклонений от правильного маршрута – как указатели, где нужно сворачивать. Потому что мы возвращаемся из сел той же дорогой, но есть моменты, когда нужно с уже проторенной дорожки свернуть в сторону, чтобы дальше идти другим маршрутом. Обратный путь пролегает уже по другим селам.
– Батюшка, хотя бы в нескольких словах расскажите о том, как возрождается ваша Великорецкая обитель.
– Мы еще ничего такого не делаем, что можно считать возрождением обители – пока только привыкаем к месту, обживаем его. 16 февраля получено благословение Святейшего Патриарха Алексия мне быть строителем Великорецкого монастыря, а сейчас идет период ознакомления. Надеюсь, что на Вятке найдутся люди, благоговейно верующие, которые пожелали бы посвятить себя Богу. Такой монастырь необходим нашей земле. Какое-то особое значение придавать ему, я думаю, преждевременно. Просто это возможность для вятских верующих мужчин всецело посвятить себя Богу и жить по уставам монашеским нашей Русской Православной Церкви.
– И я вот только что стала невольной свидетельницей того, как к Вам обратился один участник крестного хода со смиренной просьбой о благословении на монашеский путь…
Самарская газета «Благовест».