О солоде в первую очередь:!:
У меня уже десятилетие (!) стоит банка вятского солода (!), залежавшийся гостинец от мамы. Знаю, что драгоценность, и не выбрасываю, но ума не приложу, что с этим солодом делать дальше?! Не испортился ли он? Последнее, что удалось узнать: надо довести солод в воде до кипения, но не кипятить. На манер кофе.
Квас-то как из этого солода, наконец, получить?
Какие должны быть пропорции с водой и какие добавки?
Ох и дух, должно быть стоял в избе, когда томили рожь, если из заветной банки до сих пор хорошо пахнет!
Что-то я амбаров у деда с бабушкой (двоюродные) не помню... Ваша родня, наверное, позажиточней... Еще и медком баловалась... Мой прадед кузнец держал пчел по старинке, не в ульях, считался хозяином ого-го.
Ежиденный гардероб у русских и у удмурток, соседствующих на Вятке с русскими, формировался, очевидно, по разному: фольклористы отмечают, что пожилых удмурток можно было встретить в красивых национальных нарядах в любой будний день, а вот как выглядел русский национальный наряд вятской женщины, которая наряжалась по прадникам, я даже не знаю... К картинке, оставленной художником Васнецовым, надо еще разок присмотреться! Наряд предполагаю скромный, неброский. Не то, что у воронежских женщин: доставали они, по моей просьбе, из сундуков яркую старинную роскошь: манжеты рубах расшиты золотой тесьмой, пуговками, бисером, шерстяными нитками. И сама рубаха - из алого сатина, из парусины. Жаль, всем этим уже втайне лакомились мыши.
В воронежской деревне, где-то неподалеку от основанной еще при Петре I деревни Гвазда, насколько помню, пол у одной такой старушки, сохранялся ... земляной. Шагнешь за порог - и ты снова на земле! Я думала - бедность, оказалось, заведено исстари. В углу комнаты свалены рыжие тыквы. Амбара никакого - все в одной единственной комнате. Совсем другой, непохожий на вятский, быт. А ведь тот же ноябрь там был со снегом!
Продолжая тему о ежиденной одежде. Я тут записки дореволюционного иностранца в Интернете почитала: удмуртки особенно поразили его тем, что ежедневно носили берестяные кокошники. Прямо в них на печке спать укладывались! Иноземец этим обстоятельством был просто потрясен. Может, они перед гостем были такие любезные... Ясно одно - наряжались, не ленились ежиденно.
Я о золе еще тут размышляла, той, что удмуртки перед избой бросали. Может, оберег у них был такой?
Русские-то золу берегли, запасали, чтобы в огороде бросить.
Еще меня интересуют уникальные вятские обычаи. Вот например, кое-где на новгородчине еще в конце 80-х моя подруга фотографировала венчание коров - на голову им надевали венки (надо посмотреть по какому случаю). Я никак не могу определить для себя уникальность вятских деревенских обычаев и вятского говора.
Читаю сейчас новгородский фольклор: опять-таки много схожих с вятскими слов, истоки которых в старославянском. Вот слово "ежиденная" пока что не видела...